Инсайты арт-рынка и экспертное мнение каждый день в нашем telegram канале.

«Выставки в интернете - это неотъемлемая часть новой реальности» - как израильские фотохудожники создали платформу, чтобы творчество разных авторов было показанным в Израиле и за его пределами


Основатели Beam Collective о диалоге с обществом посредством фотографии, выставок в интернете и коллективном кураторстве

_DSC1860

Несколько дней назад завершилась программа 9-го Международного Тель-Авивского фотофестиваля «PHOTO IS:RAEL» — крупнейшего события фото мира Израиля. Созданный в 2012 году как выставочный социальный проект для диалога между искусством и различными сообществами по всей стране, к 2021 году фестиваль приобрёл глобальный международный контекст и стал открытым, интерактивным проектом, объединив в центре Тель-Авива выставочные пространства с парковыми локациями, социальную фотографию с арт фото и видеоартом. Его бессменный руководитель и основатель Эяль Ландесман утверждает, что главная цель фестиваля — дать авторам возможность рассказать обществу о себе языком фотографической оптики. Игорь Зейгер, Мария Розенблат и Эрика Таль-Шир — основатели beamcollective.net побеседовали об особенностях фото диалога с обществом через выставки в интернете с нашим спецкором в Тель-Авиве  Еленой Шипицыной.

Елена Шипицына: Моё знакомство с вашими работами произошло как раз на фестивале 2 года тому назад. Тогда вы были участниками кураторского проекта известного израильского фотографа Сагит Злуф Намир. Теперь вы создатели собственной платформы для конкурсов, фестивалей и выставок Beam Collective. Как возник ваш проект и в чём его концепция?

Эрика Таль-Шир: Beam Collective — оригинальное детище Игоря. Он придумал создать такой коллектив «художников для художников», чтобы дать возможность творчеству различных авторов визуальных видов искусства быть показанным широкой публике. 

Игорь Зейгер возле своего стенда во время 9-го Международного Тель-Авивского фотофестиваля «PHOTO IS:RAEL»

Игорь Зейгер: Идея объединения возникла у меня довольно давно, задолго до пандемии. Ещё когда мы все вместе учились в тель-авивской Школе фотографии. И хоть это было на разных курсах, но периодически пересекались на семинарах, Сагит, например, общались. Мне давно хотелось создать какой-то коллектив по той простой причине, что в одиночку часто бывает сложно себя заставить что-то регулярно делать. А коллектив помогает постоянно быть в творческом процессе, в постоянном обмене идеями. И даже если у кого-то пропадает вдохновение, то коллектив подзарядит его атмосферой творчества. Все это обсуждалось годами. Сначала мы думали, что может быть надо создать совместную галерею. Потом — совместную студию для съемок. Пандемия подтолкнула нас к общению в онлайн форматах. И мы увидели, что выставки в интернете — это неотъемлемая часть новой реальности. И что онлайн можно работать не менее активно и разнообразно.

Теперь у каждого из вас своя авторская экспозиция в рамках фестивальной программы, свои темы и стиль. За это время вы сами стали кураторами, провели уже 5 международных выставок. Похоже, что пандемия подсказала вам новые векторы творческого позиционирования?

Игорь Зейгер:  Да. И оказалось, что сидя каждый у себя дома мы стали даже ближе друг другу. Международные связи стали ещё интенсивней — мы делали прямые эфиры с участниками наших выставок в жанре «artist-talk», онлайн дискуссии. Люди к ним подключались и образовалось целое международное сообщество. 

Мария Розенблат: Первую нашу выставку «Эрос и Танатос» мы организовали совместно. Потом у каждого из нас было по одному индивидуальному кураторскому проекту. Последняя из коллективных онлайн-выставок была кураторским проектом Игоря. Дальше в наших планах организация онлайн и оффлайн выставки, в которой мы хотим вернуться к модели совместного кураторства.

Igor Zeiger. Duality. 2014

Хороший опыт для сравнения, что легче и что интересней… 

Мария Розенблат: Мне совместное кураторство очень интересно. Это всегда обмен мнениями. Каждый индивидуальный кураторский проект мы тоже обсуждаем между собой. Не значит, что как-то влияем на его концепцию, но дискутировать нам действительно нравится. К тому же, нас трое, а это удобное число для споров и голосований: два всегда больше одного.

Эрика Таль-Шир: Да, мы работаем вместе по принципу равных кураторских прав и творческих шансов. Поэтому каждый из нас заинтересован в продвижении любой общей интересующей нас идеи. Иногда мы вместе выбираем какую-то тему, и потом курируем её реализацию вместе. В других случаях, если это выставка, которую хочет провести один из нас, то он будет куратор данной выставки на первом этапе. А на втором — двое других, которые будут размышлять над выбором первоначального куратора. Таким образом, мы сохраняем определённую объективность, дающую шанс не пропустить что-то интересное. 

Это во многом объясняет ваше желание создать такое сообщество: есть у вас «химия» взаимного творческого интереса и человеческого доверия.

Игорь Зейгер:   Да, мы хорошо понимаем друг друга и дискуссии никогда не переходят в конфликты. И ещё у меня вызывает особую гордость то, что через нашу платформу некоторым авторам удаётся продвинуть свою карьеру. Так, например, случилось с бразильским участником нашего первого проекта «Эрос и Танатос». Его авторское видео заметили организаторы германского Международного Фестиваля коротких фильмов. Они обратились к нам на e-mail Beam Collective с просьбой дать его координаты, чтобы пригласить к участию в своей видеопрограмме. Так, мы помогли талантливому человеку попасть в ещё  один интересный проект, стать более востребованным.

Мария Розенблат: Это было для нас неожиданным «ценным бонусом» проекта. Оказалось, что наша группа предоставила возможность абсолютно разным художникам из очень разных географических точек мира показать свои работы большому количеству людей, получить от них отзывы, эмоциональную обратную связь.Также важным компонентом нашей деятельности является то, что мы даём возможность обширной интернет-аудитории открыть для себя новых авторов, новые произведения, новые творческие приёмы. А ещё познакомиться с художниками благодаря тому, что во время текущих выставок мы делаем отдельные индивидуальные посты о каждом участнике выставки, а также проводим artist-talk в прямом эфире с некоторыми из участников проектов. 

Maria Rosenblatt. Bare Beauty. 2019

То есть, глобальное продвижение творческих идей и людей через глобальную сеть. Кстати, о вашем первом проекте — он меня тоже удивил «глобальностью» международного участия и разнообразием медиа. Вы объединили в нём фото с графикой, рисунком, видео и даже живописью. Зачем вам надо было так усложнять свою кураторскую работу? Фотографы обычно ревностно оберегают свою профессиональную территорию…

Игорь Зейгер:  Это был совместный кураторский отбор, сознательно не ограниченный только фото. Я, как член Ассоциации визуальных художников Израиля, объединяющей авторов разных специализаций, очень хочу делать синтетические проекты. Последнее время особенно чувствуется сближение всех границ. Мне это интересно. Вот, например, есть в Израиле такая ежегодная выставка La Culture. Она проходит в Тель-Авиве с 2012 года. Я с 2013 года туда подавал работы на участие. Меня не брали, из года в год я получал отказы. А в этом году, когда эта выставка проходила в дни израильской «Недели иллюстрация» — взяли. Почему? Думаю, потому, что работа, которую я подал, в принципе, мультидисциплинарная: я сделал синтез инсталляции, живописи и фото. Да и на фестивале фотографии сейчас можно видеть работы, которые традиционной фотографией нельзя назвать. Программа фестиваля давно уже шире первоначальной социальной проблематики и захватывает и стрит-фото,и арт-фото.

Эрика Таль-Шир: Да, мы часто объединяем картины, рисунки и фотографии на своих выставках. Это была наша изначальная идея, поскольку средства самовыражения через формы искусства многочисленны. В своих мультимедийных проектах мы предоставляем художникам разных жанров и направлений возможность показать свои работы, если те отвечают общей идее проекта и нашим критериям качества.

Maria Rosenblatt. Self Portrait with Gloves (After Rembrandt). 2020

Очень заметно в творчестве каждого из вас стремление к сближению фотографии с живописью. Это напоминает мне то, как на рубеже XIX и XX веков возникло такое явление как пиктореализм, когда фотографы Америки и Европы изобретали новые способы художественной выразительности, уходя от документальной фотографии в сторону импрессионизма. А у вас какие стилевые и эстетические ориентиры искусстве?

Эрика Таль-Шир:  Мои эстетические ориентиры идут от Фламандских мастеров и времени европейского романтизма XIX века (1800-1850). Что неудивительно для человека, который родился и прожил часть своей жизни в Бельгии. Окружённая атмосферой Антверпена, и впитав в себя бельгийскую романтичность и мечтательность характера, я была застенчивой девушкой, любящей окунуться в вымышленную реальность книг и старых фильмов. Будучи уже взрослой, я обратилась к языку фотографии как к средству эстетического диалога с людьми, выбрав этот жанр искусства из-за его пластических и технических возможностей, благодаря которым я могу трансформировать мои фото кадры в собственной живописной стилистике.

Erika Tal-Shir . Faceability. 2021

Игорь Зейгер: Мне даже кажется, что работы Эрики «живописны» ещё и потому, что она сама училась живописи. И, на мой взгляд, в её работах просматривается сходство то с Брейгелем, то с Рембрантом. А вот меня вдохновляет итальянский Ренессанс. И такой, я бы сказал, «кондовый» английский романтизированный классицизм конца XIX века. Когда британцы пытались, как Фредерик Лейтен, возродить новую классику, и получили в итоге «викторианский академизм».

Igor Zeiger. Ignudi. 2016

Действительно, сегодня тоска по классике также ощутима. Да и эстетика английских романтиков — прерафаэлитов вполне востребована. Кстати, твой авторский проект на фотофесте тоже назван — «Новая классика». 

Игорь Зейгер: Я как раз об этом и говорю. С помощью языка фотографии я пытаюсь создать новую реальность. Это моё стремление к совершенству, к безупречной форме, безупречному свету. Поэтому классические композиции меня и привлекают. В основе проекта «Новая классика» мои впечатления от росписи купола Сикстинской капеллы. Я инсталлировал фигуры современных юношей в сюжеты росписи, чтобы показать, что совершенство присутствует и в нашей жизни. Я просто использую язык фотографии, чтобы помочь людям выйти за рамки обычного мышления и задействовать возможности своего воображения.

Мария Розенблат:  Что касается меня, я очень люблю французский импрессионизм. Когда бываю в Париже, то обязательно каждый раз посещаю Музей Д’Орсэ. Также мне близка эстетика Северного Возрождения и Фламандских мастеров. С их строгостью и ясностью силуэтов, световой и цветовой сдержанностью. Собственно, для меня фотография очень близка живописи по своим задачам «светописи», только другими инструментами. В последние годы меня очень привлекает жанр автопортрета. Именно с ним была связана моя последняя индивидуальная выставка на фестивале PHOTO IS:RAEL. Мне нравится исследовать вопросы идентификации личности. Помимо автопортретов в разных образах из разных эпох, представленных в жанре фотографии, на фестивале также была представлена моя последняя видеоарт работа под названием «I Am», в которой я виртуализирую некоторые из своих реальных ипостасей — женщина, музыкант, фотограф, яхтсмен, дочь, жена, сестра, подруга…Что это за универсальность личности? Где границы моей личности?

Мария Розенблат возле своего стенда во время 9-го Международного Тель-Авивского фотофестиваля «PHOTO IS:RAEL»
Maria Rosenblatt. Longing to Fly Away. Dandelions Series. 2020

Это серьёзный философский вопрос. Живём во времена диффузных процессов и политических, и эстетических, да и этических тоже. Кстати, куда диффузно мигрирует фотография, на ваш взгляд? Ваш проект «ЛУЧ» (Beam-англ.) куда направлен? Какие новые приёмы и технологии существуют сегодня для создания художественного образа в фотографии?

Эрика Таль-Шир: Сегодня технические возможности для художественных экспериментов фотографов почти безграничны. На мой взгляд, Фотошоп замечательный инструмент для этого. Только за счет использования различных представленных в нём возможностей можно открыть для себя совершенно новый мир. К этому добавлены различные плагины и фильтры, которые могут кардинально изменить стиль изображения. Я с большим интересом исследую ресурсы новых программ — это позволяет расширить кругозор и совершенствует вкус. 

Дискуссия «Убьет ли Facebook фотографию?». Читать далее.

Игорь Зейгер: Я всерьёз задумываюсь о применении технологий дополненной реальности. Тем более, что и на фестивале в этом году каждую работу сопровождает QR-code с выходом на интернет-ресурсы авторов снимков. Сейчас, когда вовсю идёт разработка MetaVerse, мне хочется, чтобы наши выставки не просто вышли из онлайна в офлайн, но и объединили все формы фотопрезентации, включая виртуальные пространства. Я уже нашёл несколько платформ, позволяющих создавать виртуальные выставки для очков дополненной реальности, с возможностью «перемещаться» по залам и «входить» в фотографию. Так что, всё будет только продолжаться и обогащаться новыми идеями. И, как всякий квест, он никогда не закончится. 

А я постараюсь этому посодействовать — проложить маршруты ваших будущих оффлайн проектов за пределами Израиля, в России, например.Тем более, что твои работы, Игорь, как мне известно, были уже отмечены Почётной премией Московского международного фестиваля фотографии в 2015 году. Кстати, в России сейчас фотофесты — очень популярная форма творческой самоорганизации. И не только в Москве. В Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге проходят фотофорумы международного уровня. Были ли вы у вас российские участники в проектах?

Мария Розенблат: Да, конечно, наши выставки в интернете включали несколько участников из России. А также немало и русскоязычных фотографов, которые на данный момент живут за пределами России — в США, Канаде, Британии и Израиле. Часто эти связи долговременные: бывает так, что автор из одного проекта продолжает участие в следующем. 

выставки в интернете
https://www.beamcollective.net/eros-thanatos

А как стать таким вашим «новым автором»? Думаю, желающих среди тех, кто читает наше интервью, найдётся немало. Современная фотография в новых условиях — самый мобильный вид искусства.

Мария Розенблат: Для связи с нами достаточно регулярно следить за нашими новостями в соцсетях и на нашем сайте: перед каждым новым проектом мы публикуем Call for entries с подробным описанием условий данного проекта и электронным адресом для подачи работ.

Наши соцсети:
https://www.facebook.com/beamcollective2018/
https://www.instagram.com/beam.collective/
Сайт:
https://www.beamcollective.net/

Мы всегда рады открывать для себя и для широкой аудитории талантливых художников, а также быть с ними на связи в течение длительного периода, следить за их творческим развитием и вдохновляться их новыми работами.