Наталья, прошло больше двух лет, как в бывшем пионерском лагере, переоборудованном в парк-отель «Белые аллеи», стали проводиться выставки. Какую роль современное искусство играет в бизнес-модели отеля?
Сама концепция «Белых аллей» подразумевала продолжение гуманистических идей начала прошлого века. В момент создания мы вспоминали не только про советские пионерские лагеря, но и про художественные коммуны, Баухаус.
В концепции заложена идея создания места притяжения людей, которые хотят оказаться среди единомышленников, обладающих общими культурными кодами, объединенной творческой мотивацией в соединении с природой.
Изначально мы хотели найти институции или организаторов, которые бы захотели включиться в развитие арт-проектов, но к сожалению из-за нестабильности экономической ситуации этого не произошло. В какой-то момент я, как креативный директор «Белых аллей», решила попробовать самостоятельно организовать выставку, а чуть позже художественную резиденцию, и это оказалось очень интересно. Но аллеи все также в поиске партнеров, мы приглашаем к сотрудничеству кураторов и организаторов, галереи, представителей арт-сообществ. Наиболее близкие для нас темы — природа, экология и все человеческое. Летний холл, зал, реконструированный «Чайный домик» имеют мультифункциональное назначение и прекрасно подходят для творческих встреч, художественных резиденций, пленэров и фестивалей.
За два года, уже можно сказать однозначно, площадка под твоим руководством снискала репутацию среди арт-сообщества. Какова твоя личная кураторская стратегия?
Опосредованно, но все проекты для Белых аллей основаны на бэкграунде этого места, его внутренней логики. Когда заезжаешь на территорию, попадаешь в белую аллею из берез, поэтому отель и назвали “Белые аллеи”. А вот цветные полоски на фасадах и в интерьере, на самом деле, тут заложена идея о разложении белого.
Цветовое многообразие – это раскладка цвета. Это был первый концептуальный проект в этом месте, который начала моя сестра Ольга Конюкова, а я уже развивала.
Когда стала думать про кураторские проекты, на ум сразу приходили ассоциации с природой, экологией, гуманитарными какими-то идеями. Поэтому первая резиденция здесь была Ветки. Я, если честно, ожидала, что на пленэр подтянутся традиционные художники, занимающиеся акварелью, живописью. Но неожиданно большинство заявок по опен-коллу оказалось от современных авторов. Когда я начала их смотреть, то мне самой стало безумно интересно. Я увлеклась идеями, стала думать как их воплотить, и в процессе уже концепция представления искусства сменилась на работу с пространством, улицей, лесом и контекстом.
На первом проекте оказались одновременно и традиционные, и современные художники. То есть люди, которые друг к другу очень настороженно относятся. Потрясающий живописец Марта Суржикова, я ее истинная поклонница, даже расплакалась, не ожидала, что будут современные художники, но в итоге сама увлеклась. Художники жили вместе неделю. Коммуникация сложилась. Ребята стали работать, совместно какие-то вещи решать, экспозиционные вопросы обсуждать. Потому что выставка делалась в пространстве, не только под стены, но общего интереса оказалось больше. Ведь и у многих современных художников, которые тут бывают, бэкграунд традиционной школы, образования. Как минимум, человек занимался в художественной школе, а как максимум – имеет академическое образование.
К современному искусству, как я вижу это из своего опыта здесь, чаще всего приходят как к последующему этапу.
Расскажи, как происходит отбор художников?
Под какие-то проекты персональные – это мой личный выбор, увлеченность художником. А на опен-коллах я стараюсь делегировать экспертизу. Очень благодарна моим привлеченным судьям и консультантам. На самую первую резиденцию и выставку «Ветки» я постаралась собрать очень разностороннее жюри, и может быть поэтому получился такой неординарный состав участников. Тогда меня очень поддержала советами художница Екатерина Рожкова, которая ответственно погрузилась в заявки и давала очень-очень точные комментарии.
Для судейства объекта «Цистерна» я привлекла Сабину Чагину, как весомого эксперта именно в стрит-арт культуре.
Проект “Perevorot Illustrated” изначально задумывался как совместный с известным комиксным художником Seth Tobocman (главный редактор журнала World War 3 Illustrated), и я конечно внимательно прислушивалась к его мнению, мы плотно работали вместе.
Искусствовед Ирина Кулик поддерживает и даёт иногда очень неожиданные и ценные советы, рекомендует художников. Не знаю за счет чего, но заявок, которые меня увлекают и интересуют поступает очень много. Может тема правильно сформулирована, идея заинтересовала, какое-то ключевое слово триггернуло, но неподходящее отсеивается само собой. Приходят именно те люди, которых я ждала. И уже сейчас, запоминая художников, которые мне понравились, я начала приглашать на персональные проекты. Сейчас проходят две персональных выставки Арины Андриановой и Анны Ивановой.
При том, что ты сама художник, как тебе работается с другими художниками? Как ты сочетаешь в себе две ипостаси – куратора и художника?
В эмоциональном плане для меня это абсолютно два разных состояния. Я сама художник, работающий с традиционными медиа – живописью, графикой. Художественная деятельность для меня первична – это такой важный внутренний процесс, в котором не задействована коммуникация – очень интровертная история, где для меня также важна тактильная составляющая. В кураторской деятельности мой интерес, наоборот, направлен на коммуникацию. Я влюбляюсь в художников, меня начинают волновать их идеи. Мое внимание переключается во внешний мир.
Быть художником и куратором, для меня как два полушария, которые не пересекаются.
Я пыталась делать объекты под свои кураторские идеи, но не могла переключиться. Одна моя часть, когда я внутрь и сама с собой, а в кураторстве ты взаимодействуешь с одним художником, вторым, третьим и рождается какой-то непредсказуемый процесс, за которым очень интересно наблюдать, не вмешиваясь. Как куратор я точно не про давление.
Да, уже давно говорят о более человечном подходе к кураторству, построенному на коммуникативной модели, когда сам куратор не знает, что выставка будет представлять в итоге, а только дает первоначальный импульс. Расскажи про свою концепцию невмешательства?
Позиция «не мешать художнику» у меня сформировалась давно, еще когда я занималась наукой, и часть моей диссертации была посвящена выстраиванию логистики дизайн-процесса.
Например, наше креативное агенство много работало с бордическими компаниями. Во всем мире эти компании вкладываются в стрит-арт, потому что они работают на эту субкультуру. Серферы — там один вид стрит-арта, скейтеры — это уже городская субкультура, другие художники.
Когда делают контесты, то всегда приглашают художников и поощряются именно те, кто вышел из этой среды. Их мнение и видение важно для маркетологов. Эта концепция в маркетинге называется Point leader. В свое время я защитила кандидатскую диссертацию, где исследовала возможности изучения вкусовых (читай субкультурных) предпочтений и дальнейшей трансформации в дизайн-процесс.
В дальнейшей работе мне было очень интересно, что в логику менеджмента западных компаний все эти идеи заложены. То есть вкусы менеджера не столь важны, он старается опираться на мнение поинт-лидеров сообщества. Понимание необходимости слышать и видеть чужой взгляд, плюс огромный опыт с командой перешли в мою работу над художественными проектами. Я много работала с разными творческими людьми и уверена, что Творец может быть хорошим человеком и постарается пойти тебе на встречу, но в этот момент происходит подмена субъекта, и тогда ты становишься автором. Такое тоже возможно, но тогда и в чем смысл?
Сложно заставить художника подстроится. Вернее можно, но тогда вы не раскроете весь его потенциал.
У настоящих художников не та мотивация. Я придерживаюсь мнения, что куратор или арт-директор совершает свое действие в момент выбора художника или дизайнера. Все ограничения или направления нужно заложить в заявке или задании на художественную работу, а далее твоя ответственность сводится в одну точку. В момент выбора можно смотреть насколько задумка, образы или склад мысли соответствует общей задаче или идее проекта. Насколько ты оцениваешь человека, с точки зрения понимания, реализации… Насколько человека может занести в процессе поиска, или он супер четкий и получится очень ожидаемый результат. Но когда решение принято — все. Дальше нужно только помогать и не мешать. Я сейчас описала какой-то идеальный подход и иногда так не выходит. Надеюсь, не очень часто!
У тебя есть какие-то рамки, обязательства, например, количество выставок в год?
Вопрос ограничений есть только относительно финансовых возможностей. Раньше мы договаривались с Леруа Мерлен, которые нам предоставляли строительные материалы. Есть небольшая финансовая поддержка. Но в основном это само место и рабочие руки. И самое главное – возможность проживания для художников на время резиденции.
Я очень хотела бы привлечь больше институций, которым интересно развивать свои проекты на базе отеля. Потому что у меня самой не на все хватает времени. Я увлекаюсь проектами других художников, но изнутри больше отдачи получаю занимаясь своим искусством. Кураторские проекты – это большой объем работы, который я берусь и делаю, но больше он рассчитан на команду. Хотя мне очень помогают друзья, художники. Я, конечно, не одна, под каждый проект люди вокруг как-то включаются, помогают очень сильно и советом, и делом. У меня много тылов! И управляющая парк-отеля Евгения Карпунина, и директор Олег Шакола, мои коллеги Ирина Венская, Надежда Лисина. Это важно иметь возможность обсуждать свои «затеи» еще на нулевой отметке. Кроме того я уверена, что без их помощи в реализации, я бы точно не справилась.
Возвращаясь к моей главной мотивации в кураторстве, то это не только сами идеи, но и творческая коммуникация, возможность соединять людей.
Сложилось ли уже какое-то комьюнити вокруг отеля?
Думаю, что да – нерегулярное, спонтанное, но сложилось. Во-первых, сами художники знакомятся в процессе, друг друга поддерживают, приезжают на открытия, на мастер-классы. К ним подтягиваются еще какие-то люди, друзья, родственники. Интересно, что сюда привозят своих мам, пап. Видимо маму на выставку в городе не так часто удается позвать, а за город — хороший повод.
Я очень рада, что Институт современного искусства Иосифа Бакштейна начал привозить своих студентов на интенсивы именно в «Белые аллеи». Уже дважды проходила школа ИСИ, зимняя школа в прошлом году (февраль 2022), весной (апрель 2023) и сейчас планируем летнюю. Возможность общаться с студентами тоже способствует увеличению узнаваемости и заинтересованности в этом месте среди молодых художников. Я всегда стараюсь быть во время работы школ, так как для меня это хорошая возможность познакомится с молодым арт-сообществом и представить студентам текущие проекты арт-территории, ну и просто это безумно интересно.
Так или иначе, цепочка коммуникации рождается сама собой. Поскольку мы находимся далеко, наиболее интересные предложения поступают от людей, которые уже здесь были. У них возникают конкретные идеи под это место. Например, на первой резиденции Ветки у меня была Василиса Лебедева, выпускница «Свободных мастерских» при Московском Музее Современного искусства. Она познакомилась с локацией, и с своим партнером, сокуратором Ольгой Тумановой спросила, можно ли им тоже здесь что-то провести. И в итоге сложилась Выставка современного искусства AVOS’ – A R T. B O L O T O от творческого объединения @art.boloto. После чего многие современные художники стали знать это место.
Какие планы в отеле на это лето, кроме школы ИСИ?
Продолжаем исследовать наши руины и в конце июня (30 июня) представим еще одну выставку «ЖИВО_Т». 5 комнат в старом корпусе, 5 художников — Елена Извольская, Андрей Инкин, Женя Николаева, тандем Кати Улитиной и Ирины Венской через тему жизни, жизненной энергии и наших пограничных состояний. В июле пройдет резиденция, результатом которой будет групповая выставка на бетонных блоках в поле. Идея проекта «Поле» определена неустойчивостью треугольника, фигуры экспозиционного плана, который будет просматриваться только свысока. Творение каждого художника будет частью общего послания. Также я хочу создать арт-инсталляцию в одном из скрытых пространств Аллей. Это будет некий камертон одной из идей заложенных проекте «Поле», поэтому я представлю её одновременно с открытием выставки 21 июля. Ждем всех!
интервью: Катя Карцева
фото: парк-отель «Белые аллеи»