Что из себя представляет современное русское наивное искусство и кто его герои? Имена наивных художников Анри Руссо (Франция), Нико Пиросмани (Грузия), Иван Генералич (Югославия), бабушка Мозес (США), известны во всем мире, имеют у себя на родине значение своего рода национальных культурных символов. Французы ценят свой арт-брют. А Россия, обладая уникальными «ресурсами» в области наивного искусства до сих пор по настоящему не оценила своего национального достояния. Мы встретились с Сергеем Тарабаровым президентом общественного фонда наивного искусства «Остров Тарабаров«, а также директором одной из первых российских галерей «Дар» (с 1991 года), чтобы узнать этих героев в лицо.
Современное и наивное
Когда мы говорим о современном и наивном искусстве, мы говорим о типах общественного сознания, отображаемых в изобразительном искусстве. На художественной сцене конца XX века наиболее актуальны именно эти два типа художественного (общественного) сознания — «наивное» и «современное». Современное искусство (сознание) действует в рамках выстраиваемых стратегий успеха с целью навязать свои эстетические и идеологические приоритеты, «нравственные» императивы, мифологию преуспевания и благополучия в качестве единственно верных, безусловных и неоспоримых общечеловеческих ценностей, не подлежащих критике и ревизии.
Наивное сознание не способно как создавать стратегий успеха, так и действовать в рамках этих стратегий. Оно интуитивно и нетривиально в способах достижения успеха, так как оперирует не информацией и специальным знанием, а образами общей гармонии и глубинной взаимосвязанности и взаимозависимости.
Наивные художники являют собой образец удивительного творческого долголетия. Многие из наивных художников реализовались как художники и удостоились известности в пенсионном возрасте (Елена Волкова, Василий Григорьев, Любовь Майкова, Павел Леонов, Александр Суворов… Иван Цыганов открывал свою первую персональную выставку в галерее «Дар» за несколько месяцев до столетнего юбилея).
В качестве ресурса современное искусство использует все достижения современных технологий (в том числе и технологии управления общественным сознанием), постоянно расширяя свое «жизненное» пространство, вплоть до попыток воздействовать на политику и процессы принятия общественно-значимых решений (обслуживание и «воспитание» политиков). Современному типу сознания свойственен неразрешимый внутренний конфликт между декларируемым демократизмом и изначально присущим стремлением к тотальности и тоталитаризму. Не в силах преодолеть этот конфликт, современное сознание агрессивно в попытках «переработки» традиционных ценностей «под себя» — сегодня, а не ассимиляции в традицию — завтра. В искусстве это приводит к пренебрежению и, в конечном итоге, выхолащиванию национального и конфессионального своеобразия; отказу от уникальности и аутентичности; отказу от «запретов»; культивированию вседозволенности и провокации как творческого метода.
Наивный художник свободен от присущих профессиональному современному художнику образовательных, творческих, поведенческих, идеологических стереотипов по определению. Он находится в пространстве традиционных, национальных, конфессиональных, нравственных ценностей. Наивное искусство всегда аутентично, обладает уникальным художественным языком. В своем творчестве он руководствуется неким идеальным образом мира, соединяющим в себе архетипическое и современное художнику понимание мировой гармонии (своего рода связь времен); гармонии человека и природы; исторической и социальной ответственности; созидательности; оптимизма и благополучия.
На протяжении XX века наивное искусство постоянно служило для современного источником художественных идей, образов и приемов. Сегодня «современное» все более осознает «наивное» как своего антипода и конкурента, поэтому стремится к его деактуализации и вытеснению на периферию общественного внимания, игнорируя одно из основных свойств современного искусства сознания, а именно — отсутствие самодостаточности. При тотальной победе «современное» стремится к коллапсу или самоуничтожению.
Наивное искусство и современная культура
Современная культура без наивного искусства, художественного примитива, так же, как и сельское хозяйство, экология человека без дикой природы, — обречена на стагнацию.
Арт-директор Государственного центра современного искусства Леонид Бажанов как- то сказал, что «может быть, сегодня в России только наивное искусство как искусство изобразительное не вызывает сомнения в своей безусловности, самодостаточности и состоятельности…»
В том же смысле высказался и известный московский галерист Марат Гельман: «В нашей стране народное творчество важно необычайно, особенно сейчас, когда русский народ ищет новую идентичность».
Художественный язык наивных уникален — это язык гармонии человека и природы, человека и общества. Это язык гениального самоучки, самородка, понятный профану и интересный снобу. Творчеством наива восхищаются художники и интеллектуалы.
Произведение наивного искусства — это выплеск сильной эмоции, глубокого чувства или мощной мировоззренческой позиции, силой искренности пробившееся сквозь напластования повседневности. В своих картинах они (наивные художники) смотрят восхищенными глазами. Их воображаемая вселенная состоит из надежды и радости жизни. И наконец, они упрямы в своей наивности и в этой убежденности проявляется сила и зрелость таланта.
Наивный художник никогда не навязывает обществу свою эстетику и свой художественный язык. Его совершенно не интересует, что в «современной» иерархии ценностей начинает зреть понимание равноценности и даже известной приоритетности «наивного» как одной из возможных стратегий выживания, гармонизации и экологизации общества.
«Современное» общество должно понять, что только сохраняя и даже культивируя многообразие типов общественного сознания может идти речь о стратегии выживания в XXI веке.