Инсайты арт-рынка и экспертное мнение каждый день в нашем telegram канале.

Сергей Тарабаров: "Наивное искусство не навязывает обществу свою эстетику"


Россия, обладая уникальными "ресурсами" в области наивного искусства до сих пор по настоящему не оценила своего достояния считает директор одной из первых российских галерей Сергей Тарабаров.

Сергей Тарабаров

Что из себя представляет современное русское наивное искусство и кто его герои? Имена наивных художников Анри Руссо (Франция), Нико Пиросмани (Грузия), Иван Генералич (Югославия), бабушка Мозес (США), известны во всем мире, имеют у себя на родине значение своего рода национальных культурных символов. Французы ценят свой арт-брют. А Россия, обладая уникальными «ресурсами» в области наивного искусства до сих пор по настоящему не оценила своего национального достояния. Мы встретились с  Сергеем Тарабаровым  президентом общественного фонда наивного искусства «Остров Тарабаров«, а также директором одной из первых российских галерей «Дар» (с 1991 года), чтобы узнать этих героев в лицо.

Современное и наивное

Когда мы говорим о современном и наивном искусстве, мы говорим о типах общественного сознания, отображаемых в изобразительном искусстве. На художественной сцене конца XX века наиболее актуальны именно эти два типа художественного (общественного) сознания — «наивное» и «современное». Современное искусство (сознание) действует в рамках выстраиваемых стратегий успеха с целью навязать свои эстетические и идеологические приоритеты, «нравственные» императивы, мифологию преуспевания и благополучия в качестве единственно верных, безусловных и неоспоримых общечеловеческих ценностей, не подлежащих критике и ревизии.

Наивное сознание не способно как создавать стратегий успеха, так и действовать в рамках этих стратегий. Оно интуитивно и нетривиально в способах достижения успеха, так как оперирует не информацией и специальным знанием, а образами общей гармонии и глубинной взаимосвязанности и взаимозависимости.

Наивные художники являют собой образец удивительного творческого долголетия. Многие из наивных художников реализовались как художники и удостоились известности в пенсионном возрасте (Елена Волкова, Василий Григорьев, Любовь Майкова, Павел Леонов, Александр Суворов… Иван Цыганов открывал свою первую персональную выставку в галерее «Дар» за несколько месяцев до столетнего юбилея).

 Елена Волкова наивное искусство
Елена Волкова

В качестве ресурса современное искусство использует все достижения современных технологий (в том числе и технологии управления общественным сознанием), постоянно расширяя свое «жизненное» пространство, вплоть до попыток воздействовать на политику и процессы принятия общественно-значимых решений (обслуживание и «воспитание» политиков). Современному типу сознания свойственен неразрешимый внутренний конфликт между декларируемым демократизмом и изначально присущим стремлением к тотальности и тоталитаризму. Не в силах преодолеть этот конфликт, современное сознание агрессивно в попытках «переработки» традиционных ценностей «под себя» — сегодня, а не ассимиляции в традицию — завтра. В искусстве это приводит к пренебрежению и, в конечном итоге, выхолащиванию национального и конфессионального своеобразия; отказу от уникальности и аутентичности; отказу от «запретов»; культивированию вседозволенности и провокации как творческого метода.

 Елена Волкова наивное искусство
Елена Волкова

Наивный художник свободен от присущих профессиональному современному художнику образовательных, творческих, поведенческих, идеологических стереотипов по определению. Он находится в пространстве традиционных, национальных, конфессиональных, нравственных ценностей. Наивное искусство всегда аутентично, обладает уникальным художественным языком. В своем творчестве он руководствуется неким идеальным образом мира, соединяющим в себе архетипическое и современное художнику понимание мировой гармонии (своего рода связь времен); гармонии человека и природы; исторической и социальной ответственности; созидательности; оптимизма и благополучия.

 Елена Волкова наивное искусство
Елена Волкова
 Елена Волкова наивное искусство
Елена Волкова

На протяжении XX века наивное искусство постоянно служило для современного источником художественных идей, образов и приемов. Сегодня «современное» все более осознает «наивное» как своего антипода и конкурента, поэтому стремится к его деактуализации и вытеснению на периферию общественного внимания, игнорируя одно из основных свойств современного искусства сознания, а именно — отсутствие самодостаточности. При тотальной победе «современное» стремится к коллапсу или самоуничтожению.

 Елена Волкова наивный художник
Елена Волкова

Наивное искусство и современная культура

Современная культура без наивного искусства, художественного примитива, так же, как и сельское хозяйство, экология человека без дикой природы, — обречена на стагнацию.

Арт-директор Государственного центра современного искусства Леонид Бажанов как- то сказал, что «может быть, сегодня в России только наивное искусство как искусство изобразительное не вызывает сомнения в своей безусловности, самодостаточности и состоятельности…»

В том же смысле высказался и известный московский галерист Марат Гельман: «В нашей стране народное творчество важно необычайно, особенно сейчас, когда русский народ ищет новую идентичность».

Художественный язык наивных уникален — это язык гармонии человека и природы, человека и общества. Это язык гениального самоучки, самородка, понятный профану и интересный снобу. Творчеством наива восхищаются художники и интеллектуалы.

Александр Суворов наивный художник
Александр Суворов
Александр Суворов наивный художник
Александр Суворов

Произведение наивного искусства — это выплеск сильной эмоции, глубокого чувства или мощной мировоззренческой позиции, силой искренности пробившееся сквозь напластования повседневности. В своих картинах они (наивные художники) смотрят восхищенными глазами. Их воображаемая вселенная состоит из надежды и радости жизни. И наконец, они упрямы в своей наивности и в этой убежденности проявляется сила и зрелость таланта.

Наивный художник никогда не навязывает обществу свою эстетику и свой художественный язык. Его совершенно не интересует, что в «современной» иерархии ценностей начинает зреть понимание равноценности и даже известной приоритетности «наивного» как одной из возможных стратегий выживания, гармонизации и экологизации общества.

Павел Леонов наивный художник
Павел Леонов
Павел Леонов
наивный художник
Павел Леонов

«Современное» общество должно понять, что только сохраняя и даже культивируя многообразие типов общественного сознания может идти речь о стратегии выживания в XXI веке.