В 1937 году Адольф Гитлер инициировал один из самых масштабных актов цензуры в современной истории — кампанию по конфискации, уничтожению и гонениям на модернистское искусство, увенчавшуюся знаменитой выставкой «Дегенеративного искусства». В период между 1937 и 1939 годами около 21 тысячи произведений были изъяты из государственных музейных собраний. Шедевры экспрессионизма, сюрреализма, дада, кубизма, фовизма конфисковывались из институций по всей стране, а также из частных собраний. Многие были уничтожены или проданы заграницу.
Примечательно, что сам термин «дегенеративное искусство» ввел немецкий писатель еврейского происхождения Макс Нордау для обозначения искаженных образов в искусстве.
Для того, чтобы наглядно разъяснить немецкому народу, какое искусство великое, а какое дегенеративное в 1937 году открылись две выставки «Великое немецкое искусство» и «Дегенеративное искусство». В целом за них отвечал министр народного просвещения и пропаганды Йозеф Геббельс и президент Государственной палаты изобразительных искусств Адольф Циглер. Первая выставка демонстрировала искусство классическое по духу, идеализированные изображения пасторальных сюжетов. Отбор произведений для второй выставки осуществлялся по принципу «дегенеративного искусства», то есть такого, которое представлялось модернистским, антиклассическим, еврейско-большевистским, и антигерманским, а потому опасным для нации и для всей арийской расы. Циглер, который кстати тоже считал себя художником, говорил: «Мы видим вспышки безумия, наглости, неумелой работы и вырождения вокруг нас».
Было изъято 650 произведений из 32 институций. Кампания по изъятию произведений из музеев была запущена Гитлером 30 июня 1937 года. Координатор исследовательского центра «Дегенеративное искусство» Майк Хоффман говорит: «Чистка собраний не была новой идеей. Некоторыми музеями уже были подготовлены списки. Музейные директоров, отказывавшихся подчиняться, увольняли. Тем не менее, требование застало многие музеи, особенно не большие, врасплох». В части музеев полагали, что работы возьмут только на выставку, а потом вернут обратно. Некоторые даже требовали компенсационные платежи на время, пока работ не будет в музее. Но возвращать работы не предполагалось. Большинство из них впоследствии были либо уничтожены, либо разграблены и перепроданы.
Признаки, по которым произведения были отобраны в экспозицию:
- Нарочитое искажение натуры (Э. Л. Кирхнер, О. Дикс, В. Моргнер),
- Издевательское отношение к религии (Э. Нольде, П. Клее),
- Наличие большевистского и анархического подтекста (Г. Гросс),
- Политическая тенденциозность, в том числе пропаганда марксизма и антивоенного саботажа (Дж. Хартфилд, О. Дикс),
- Моральное разложение и увлечение темой проституции под видом социальной критики (О. Дикс, Э. Л. Кирхнер),
- Утрата национального (расового) сознания и увлечение экзотикой примитивных народов (художники «Моста»),
- Утверждение человеческого идеала в виде идиотов, кретинов и паралитиков (О. Кокошка, художники «Моста»),
- Стремление изображать только иудейскую натуру (Л. Майднер, О. Фройндлих),
- Утрата здравого смысла ввиду болезненности воображения (И. Мольцан, В. Баумайстер, К. Швиттерс).
Среди художников, чьи работы участвовали в выставке были Отто Дикс, Василий Кандинский, Эль Лисицкий, Марк Шагал, Макс Эрнст, Алексей фон Явленский, Генрих Кампендонк, Василий Кандинский, Эрнст Людвиг Кирхнер, Пауль Клее, Оскар Кокошка, Ловис Коринт, Вильгельм Лембрук, Эль Лисицкий, Франц Марк, Оскар Молл, Пит Мондриан, Ласло Мохой-Надь, Эдвард Мунк, Эмиль Нольде, Отто Панкок, Макс Пехштейн и др. Помимо живописцев, в дегенеративные художники записали композиторов Арнольда Шёнберга, Пауля Хиндемита, Белу Бартока, Эрнста Кшенека, Виктора Ульманна, Эрвина Шульхофа, Павла Хааса, Ханса Краса, писателей Курта Хиллера, Георга Гейма, Ульриха Бехера и др.
Выставка была сформирована в предельно короткий трехнедельный срок. Автором самой концепции выставки «Дегенеративное искусство» был швейцарский скульптор и фотограф Христиан Филипп Мюллер. Экспозиция была намеренно составлена так, чтобы подчеркнуть «дегенеративный» характер представленных произведений. У входа зрителей встречал плакат с надписью: «Беременным и несовершеннолетним вход воспрещен», нацеленный на то, чтобы вызвать у немцев ощущение отвращения. Зрители входили на выставку по узкой лестнице и сразу упирались в огромную скульптуру Христа.
Залы были хаотично заполнены большим количеством картин, по большей части без рам и висящих на простых шнурах, освещение в залах было очень скудным. Названия некоторых картин были написаны прямо на них же мелом. Чтобы у публики не осталось никаких сомнений по отношению к выставке стены были исписаны оскорбительными лозунгами и комментариями. Выставка пропагандировала идею, что модернизм объединяет еврейско-большевистских художников, ненавидящих Германию.
Первоначально открытая в Мюнхене в здании галереи в парке Хофгартен, выставка в итоге объехала 12 городов. Ее посетили рекордные 3 миллиона человек. Такой рекорд посещаемости выставок был побит лишь в 2000-е годы. По воспоминаниям очевидцев многие посетители разделяли общую идеологию. Некоторые плевали на произведения. Но многие пошли на выставку, потому что понимали, что увидят эти работы в последний раз.
Во время второго раунда конфискации было изъято еще большее количество — около 20 тысяч произведений у 1 400 художников. Многие из этих художников, которые были еще в начале своей карьеры и не успели получить признания, канули в историю. Их работы, как и имена нам не известны. Интересно, что зачистка провелась и среди вполне официальных художников.
Несмотря ни на что нацистам не удалось на корню уничтожить модернистское искусство. Восстановительные процессы начались сразу после 1945 года.
В статье частично использованы материалы с сайтов Artnet.com и DW.com