Инсайты арт-рынка и экспертное мнение каждый день в нашем telegram канале.

Юрий Норштейн «Снег на траве». К 80-летию мастера.


Юрий Норштейн - легенда анимационного кино, снискал славу и признание в 1970-е годы, когда советская мультипликация переживала свой "золотой период". Еврейский музей и центр толерантности представляет выставку режиссера-аниматора Юрия Норштейна и художника Франчески Ярбусовой «Снег на траве».

Юрий Норштейн

В последнее время отечественная мультипликация все менее знакома молодому поколению, а зря. Ее прославили на весь мир имена Федора Хитрука, Андрея Хржановского, Гарри Бардина и, конечно, Юрия Норштейна. Выставка в Еврейском музее призвана стать одновременно проводником и лабиринтом по биографии и творчеству режиссера Юрий Норштейна и его жены, художника-постановщика Франчески Ярбусовой.

Юрий Норштейн — выдающийся советский и российский режиссер и художник-аниматор, почетный профессор ВГИКа, народный артист СССР. В качестве мультипликатора студии «Союзмультфильм» участвовал в создании таких мультфильмов, как «Каникулы Бонифация», «Чебурашка», «Варежка», «Левша», «Осторожно, щука!». В 1975 году вышел фильм, принесший режиссеру мировую славу — «Ежик в тумане». 

Франческа Ярбусова — советский и российский художник-постановщик мультипликационных фильмов, лауреат Президентской премии. Жена Юрия Норштейна и художник всех его фильмов: «Лиса и заяц», «Ежик в тумане», «Журавль и цапля», «Сказка сказок», «Шинель», а также анимационных фильмов «Паровозик из Ромашково», «Как мужик двух генералов прокормил», «Сеча при Керженце» и других. Иллюстрировала книги «Путаница», «Дедушкин валенок», «Рассказы» Михаила Жванецкого и другие.

Фрагмент экспозиции выставки «Снег на траве»
в Еврейском музее и центре толерантности

Фильм Юрия Норштейна «Ежик в тумане», снятый в 1975, назвали лучшим на все времена в 2003 во время опроса, проведенного оргкомитетом фестиваля «Лапута» в Токио. Знаменитый режиссер Хаямо Миядзаки признавался, что именно фильмы Норштейна предопределили то, что он сам стал мультипликатором. Вселенная Норштейна также трепетно относится к миру природы и детству. «Каждый ребенок до 5 лет — гений» — убежден режиссер.

«Ёжик входит в лесок». 2005 год Художник Франческа Ярбусова Иллюстрация к книге «Ёжик в тумане» Авторы книги Юрий Норштейн и Сергей К
«Ёжик входит в лесок». 2005 год
Художник Франческа Ярбусова
Иллюстрация к книге «Ёжик в тумане»
Авторы книги Юрий Норштейн и Сергей К
«Тикусай под клёном». 2003, 2008 год
Художник Франческа Ярбусова, Юрий Норштейн
Коллаж к фильму «Зимний день».
Режиссер Юрий Норштейн

«Сказка сказок» по результатам второго анимационного референдума в Лос-Анджелесе в 1984 году был признан лучшим анимационным фильмом всех времен и народов. После появления фильма «Сказка сказок» стало понятно, что анимация способна говорить на любые темы и не подчиняется иерархии, в которой было принято помещать ее за кинематографом.

Франческа Ярбусова. «Колыбельная». 
Смешанная техника. 1970-е гг. 
К эпизоду из фильма «Сказка сказок»
Франческа Ярбусова. «Колыбельная».
Смешанная техника. 1970-е гг.
К эпизоду из фильма «Сказка сказок»

В сентябре 2019 года во время своего интервью для американского документального фильма Норштейн сказал, что: «Если в этой стране была площадь счастья, то это была киностудия «Союзмультфильм». То время , которое я застал, было пронизано весельем, смехом, который не смолкал в течение 24 часов в сутки, потому что мы часто работали по ночам. Это было дружелюбие и товарищество, при этом с абсолютным чувством правды изображения, драматургии и правды работы. Были и острые разговоры, но все шло по принцип возвышения. И когда появлялся новый фильм, это было событие. Зал на студии «Союзмультфильм» был небольшой – человек на 200, и когда случалась премьера, зал был заполнен по пояс. А потом было еще обсуждение – все расходились по комнатам и начинались дебаты, причем не всегда лицеприятные , а часто по гамбургскому счету! Вот такую я застал студию. Я работал там с 1959 до 1988 года. Пока не пришли другие времена».

Фрагмент экспозиции выставки «Снег на траве»
в Еврейском музее и центре толерантности
Художник в своей мастерской. Фото: Елена Рубинова.

Говоря о значении советской школы мультипликации, Норштейн убежден, что: «Мультипликация давала воздух, она давала ощущение счастья жизни Это очень важно для детей. И что еще очень важно , она давала всегда победу положительного – победу добра над злом. Это вообще важно для психики ребенка. В этом смысле, мультипликация была гуманистическим искусством, конечно , среди других видов искусств».

«Полдень. Приглашение к столу» (Правая часть). 2000 г.
Художник Юрий Норштейн.
Эскиз по фильму «Сказка Сказок».

Основными экспонатами выставки стали материалы студии Норштейна и масштабные мизансцены-инсталляции, созданные специально для этого проекта.

Фрагмент экспозиции выставки «Снег на траве»
в Еврейском музее и центре толерантности

К выставке подготовлена обширная публичная программа, состоящая из лекций и дискуссий об анимации.

фото: пресс-служба Еврейского музея и центра толерантности и Елена Рубинова