В последнее время отечественная мультипликация все менее знакома молодому поколению, а зря. Ее прославили на весь мир имена Федора Хитрука, Андрея Хржановского, Гарри Бардина и, конечно, Юрия Норштейна. Выставка в Еврейском музее призвана стать одновременно проводником и лабиринтом по биографии и творчеству режиссера Юрий Норштейна и его жены, художника-постановщика Франчески Ярбусовой.
Юрий Норштейн — выдающийся советский и российский режиссер и художник-аниматор, почетный профессор ВГИКа, народный артист СССР. В качестве мультипликатора студии «Союзмультфильм» участвовал в создании таких мультфильмов, как «Каникулы Бонифация», «Чебурашка», «Варежка», «Левша», «Осторожно, щука!». В 1975 году вышел фильм, принесший режиссеру мировую славу — «Ежик в тумане».
Франческа Ярбусова — советский и российский художник-постановщик мультипликационных фильмов, лауреат Президентской премии. Жена Юрия Норштейна и художник всех его фильмов: «Лиса и заяц», «Ежик в тумане», «Журавль и цапля», «Сказка сказок», «Шинель», а также анимационных фильмов «Паровозик из Ромашково», «Как мужик двух генералов прокормил», «Сеча при Керженце» и других. Иллюстрировала книги «Путаница», «Дедушкин валенок», «Рассказы» Михаила Жванецкого и другие.
Фильм Юрия Норштейна «Ежик в тумане», снятый в 1975, назвали лучшим на все времена в 2003 во время опроса, проведенного оргкомитетом фестиваля «Лапута» в Токио. Знаменитый режиссер Хаямо Миядзаки признавался, что именно фильмы Норштейна предопределили то, что он сам стал мультипликатором. Вселенная Норштейна также трепетно относится к миру природы и детству. «Каждый ребенок до 5 лет — гений» — убежден режиссер.
«Сказка сказок» по результатам второго анимационного референдума в Лос-Анджелесе в 1984 году был признан лучшим анимационным фильмом всех времен и народов. После появления фильма «Сказка сказок» стало понятно, что анимация способна говорить на любые темы и не подчиняется иерархии, в которой было принято помещать ее за кинематографом.
В сентябре 2019 года во время своего интервью для американского документального фильма Норштейн сказал, что: «Если в этой стране была площадь счастья, то это была киностудия «Союзмультфильм». То время , которое я застал, было пронизано весельем, смехом, который не смолкал в течение 24 часов в сутки, потому что мы часто работали по ночам. Это было дружелюбие и товарищество, при этом с абсолютным чувством правды изображения, драматургии и правды работы. Были и острые разговоры, но все шло по принцип возвышения. И когда появлялся новый фильм, это было событие. Зал на студии «Союзмультфильм» был небольшой – человек на 200, и когда случалась премьера, зал был заполнен по пояс. А потом было еще обсуждение – все расходились по комнатам и начинались дебаты, причем не всегда лицеприятные , а часто по гамбургскому счету! Вот такую я застал студию. Я работал там с 1959 до 1988 года. Пока не пришли другие времена».
Говоря о значении советской школы мультипликации, Норштейн убежден, что: «Мультипликация давала воздух, она давала ощущение счастья жизни Это очень важно для детей. И что еще очень важно , она давала всегда победу положительного – победу добра над злом. Это вообще важно для психики ребенка. В этом смысле, мультипликация была гуманистическим искусством, конечно , среди других видов искусств».
Основными экспонатами выставки стали материалы студии Норштейна и масштабные мизансцены-инсталляции, созданные специально для этого проекта.
К выставке подготовлена обширная публичная программа, состоящая из лекций и дискуссий об анимации.
фото: пресс-служба Еврейского музея и центра толерантности и Елена Рубинова