В Санкт-Петербурге большой и серьезной ярмарки очень не хватало. Именно ярмарки являются сегодня драйвером арт-рынка. Дискуссия о том, чтобы создать в северной столице ярмарку по аналогии с теми, что есть в Москве и в других мегаполисах мира, шла много лет.
В 3-м выпуске участвует 41 галерея, что на 5 больше, чем в прошлом году. Не только петербургские Marina Gisich Gallery, MYTH Gallery, DiDi Gallery, но и московские Triumph gallery, pop/off/art, Pogodina Gallery, Е.К. АртБюро, 11.12 Gallery, КультПроект и многие другие, а также галереи из Турции и ОАЭ. Участие бесплатное, инициатором ярмарки является компания ПАО “Газпром”. Название 1703 отсылает к году создания Санкт-Петербурга.
Некоторые, как петербургская Marina Gisich Gallery или московская Е.К.АртБюро, принимали участие во всех 3-х выпусках ярмарки. Елена Куприна (Е.К.АртБюро) отметила профессионализацию состава посетителей – если в первый год петербуржцы приходили в Манеж как на выставку, не понимая, что представленное искусство можно приобрести, то сейчас контингент становится более погруженным в арт-процесс и нацеленным на покупку современного искусства.
Уже в первый день картину “Святой Франциск и птица” Сергея Тимофеева и Николая Константинова 1990-г со стенда галереи Е.К.АртБюро купили в серьезную арт-коллекцию. На ярмарке 1703 галерея также представила необычную коллаборацию с петербургским Психоневрологическим интернатом № 9. На стенде можно посмотреть и приобрести работы его обитателей.
Галерея pop/off/art принимает участие впервые. Специально к ярмарке одна из крупнейших московских галерей представила необычный формат фьючерсов на искусство. Несколько новых картин Виталия Пушницкого, кроме одной, которую можно посмотреть на стенде в качестве примера, пока лишь задуманы художником, но не написаны. На стенде они представлены в виде пустых холстов и текстов с описанием.
Коллекционеру предлагается выбрать формат (вертикальный, горизонтальный), размер и концепцию картины, которую еще только предстоит создать. За такой риск стоимость работы на 10% ниже рыночной (от €14.000 за холст 120х100 см). Но есть и другие преимущества: формат фьючерсов дает покупателю возможность общаться с автором в процессе создания произведения, а также в дополнение к картине получить видеофиксацию процесса работы. В галерее рассказали, что уже продали несколько таких пустых холстов. Формат с фьючерсами галерея презентовала очень концептуально. Стенд напоминает мастерскую художника и подсвечивает обычно невидимый зрителю и покупателю процесс создания картины. На фоне буйства искусства, которое обрушивается на посетителя ярмарки, эта экспозиция выбивается из общего числа, чем уже обращает на себя внимание.
Стенд Pogodina Gallery поровну распределен между работами петербургских и московских авторов: О. Тобрелутс, Н. Жерновская, Е. Остров, А. Виноградов, В. Дубосарский, Е. Ковалева, С. Волков, В. Стасюнас, Л. Ротарь. Обратить внимание стоит на работу “Мост” Ольги Тобрелутс, которая была показана на Венецианской биеннале в 2019 году (От Павильона Северной Македонии) – единственная оставшаяся с Биеннале и доступная к покупке. Специально к 1703 галерея и художница презентовали новый лентикуляр “Лебединое озеро”.
Еще одним сюрпризом на стенде Pogodina Gallery являются ранние работы Владимира Дубосарского и Александра Виноградова, созданные до образования знаменитого арт-дуэта.
В первые выпуски ярмарки среди арт-сообщества можно было услышать опасения, что на фоне сложной геополитической обстановки участие может как-то повлиять на международные контакты российских художников. Но как artandyou рассказал Егор Плотников и Евгения Буравлева, только что вернувшиеся с ярмарки BAD+ (Bordeaux + art + design) эти опасения напрасны:
“На ярмарке в Бордо были мы с Женей, Таисия Короткова, Григорий Орехов, Алексей Ланцев и французский фотограф, с которыми мы делили один большой стенд. Никаких ограничений по отношению к художникам из России нет, кроме того, что билеты стали дороже стоить. У французских коллег хватает своих внутригосударственных проблем. Напротив, когда в феврале наша французская галерея возила нас на ярмарку в Лилль, где всего было представлено 5 авторов из России, публика говорила: “Ну наконец-то привезли российских художников”.
На ярмарке 1703 Егор Плотников и Евгения Буравлева представлены на стенде московской галереи КультПроект. Центральный образ инсталляции — юный художник, ностальгическая тема, особенно для тех, кто вырос на журнале “Юный художник”, а также автопортрет самого Егора. Ранее эта работа уже была показана в Московском музее современного искусства, а после во Франции. Для Егора она символизирует процесс творчества:
“Когда вокруг “летят щепки”, даже находясь в эпицентре урагана, художника волнует лишь свое дело”.
Полноправным международным участником во второй раз становится стамбульская галерея Ambidexter, основанная в 2018 году. Как рассказал основатель Улас Паркан он познакомился с организаторами 1703 во время ярмарки Contemporary Istanbul несколько лет назад. Его галерея старается активно участвовать в ярмарках как у себя на родине, так и в целом в Европе, а теперь и в России. На стенде представили произведения турецких и международных авторов из Аргентины, США, Германии, Греции, Израиля, которых также показывают на ярмарках в разных странах, то есть под российского зрителя не делалось какого-то особенного отбора. Хотя фотореалистическая живопись турецкого художника Хильми Джан Оздемира (Hilmi Can Özdemir) уже пользовалась спросом у российского покупателя в прошлом году.
Необычно видеть абстракции от армяно-турецкой художницы Айды Демирчи (Ayda Demirci). Но как поясняет Улас:
“Турция – светская страна, и ее современное искусство не имеет предрассудков или религиозных ограничений, конфронтация происходит на уровне правительств, в то время как люди выстраивают дружеские и горизонтальные связи”.
За международный контингент отвечает в том числе Triumph gallery, которые в прошлом году уже показывали в Манеже выставку африканских художников «Перевернутое Сафари. Современное искусство Африки». На ярмарке 1703 галерея Триумф представила работы авторов из стран Африки, а также Японии и Южной Кореи.
Еще один международный проект Inloco open storage (от лат. in loco — «на месте», «в правильном месте» и от исп. el loco — «сумасшедший»), специализирующийся на уличном искусстве, сайт-специфик и phygital-практиках. Физическое пространство в Дубае было открыто в феврале 2024 года, но в действительности это большая экосистема, созданная в 2014 году, которая включает Стрит арт хранение на Севкабеле, Институт исследования и развития стрит-арта и бюро паблик-арт проектов Новь, реализуя комплексный подход — исследование, коллекционирование, продажи. Площадка работает на стыке контекстуального искусства, реализуя паблик-арт, ленд-арт в разных локациях и дигитального искусства, позволяющего документировать эти интервенции. На стенде представлены фиджитал работы, объединяющие офлайн и онлайн.
Интересный дизайн стенда Inloco open storage в виде интерьера советского коллекционера, где на черно белом телевизоре можно увидеть digital копию позолоченного морского контейнера, стоящего в Дубае в Al Quoz Industrial zone. Среди художников галереи объединение 10.203 (Никита Dusto, Максим Има, Сергей Хеато, Иван Ильинский, Турбен, Сергей Красавин), Truue, Филиппо Минелли и Локер.
Важно, что в ярмарке принимают участие как старожители, существующие на арт-рынке более 20 лет, так и галереи-стартапы. Например, САБСТАНЦИЯ Сабины Чагиной, которая еще даже не успела открыть свое пространство в Москве. На стенде показаны документации уличных работ, например Григория Орехова, релиз которых состоялся специально к ярмарке, и другие тиражные работы, а также дизайн-объекты, например, ковры от Дмитрия Аске.
В некоммерческой части ярмарки можно познакомиться с избранными произведениями корпоративной коллекции Газпромбанка, специальным некоммерческим проектом «1024» мультидисциплинарной художницы Евгении Тут от Limonov Art Foundation, работами выпускников Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина и инсталляцией Дмитрия Марголина «Казалось бы, обычный сад..» от Pop-Up Gallery и куратора Ксении Гощицкой.
Запланирована обширная лекционная и дискуссионная программа. Санкт-Петербургская ярмарка искусства 1703 включена в программу фестиваля культуры Петербургского международного экономического форума «Петербургские сезоны» и продлится до 9 июня 2024 года.
Фото: ярмарка 1703 и artandyou