Инсайты арт-рынка и экспертное мнение каждый день в нашем telegram канале.

Текстильное искусство Иваново в диалоге эпох


Словосочетание «ткань города» для Иванова не просто иносказательная метафора, а средоточие смыслов текстильной промышленности прошлого и настоящего усилиями творческого сообщества и горожан.

0060_resized

Текстильное искусство стало одним из востребованных медиумов на выставках во всем мире, волнует оно и российских авторов. За вдохновением текстилем, его историей, применением в быту, искусстве, в авангарде и современности, в отечественной и других культурах artandyou отправился в столицу российского ткачества город Иваново на фестиваль Первая фабрика авангарда. Площадками фестиваля стали городские предприятия, музеи и общественные пространства. Свой интерес в Иванове найдут и художники, и коллекционеры, и дизайнеры, и туристы, и домохозяйки, и феминистки. 

Иваново начинается с приведенного в идеальный порядок конструктивистского вокзала 1933 года постройки. Горожан и гостей Иваново встречает паблик-арт известного Воронежского художника Ивана Горшкова в виде характерных для него надувных скульптур, но с вкраплением тканей из Шуйских ситцев.  Скульптуры в технике «неоабстракции» предстают как сложные организмы на пересечении массовой культуры, персонажей и сюжетов современности и идентичности города Иваново. Кипы тканей становятся трепетной и трудно постижимой экосистемой — пульсирующим «сердцем» города.

Шуйские ситцы

ОАО ХБК «ШУЙСКИЕ СИТЦЫ» — действующая фабрика, на которой производится текстиль, в том числе постельное белье для основных маркет-плейсов и торговых точек вроде Ашан, Озон, а в прошлом IKEA. Директор фабрики — женщина, а гендерное соотношение в коллективе составляет 1000 женщин на 900 мужчин. Фабрика сотрудничает с творческими вузами, привлекая студентов к разработке дизайна, делает коллаборации с модными домами и деятелями культуры. Например, совместно с вдовой Балабанова было выпущено постельное белье комикс по мотивам фильмов Брат и Брат-2. Сейчас на фабрике запускают промышленный выпуск тканей по историческим принтам. Это и агитационные сюжеты, и традиционные орнаменты, которые в умелых руках могут быть не хуже какого-нибудь ETRO. 

Крупнейшая в России коллекция агитационных тканей представлена в Музее ивановского ситца  (отдел ИГИКМ имени Д.Г. Бурылина). В основу экспозиции музея легла уникальная текстильная коллекция, насчитывающая полмиллиона единиц — 550 тысяч образцов тканей, 30 тысяч образцов рисунков. Сотрудники музея продолжают пополнять собрание силами неравнодушных граждан, и даже охотятся за нужными экспонатами на аукционах. Основная экспозиция музея «Ивановский текстиль. История и современность» повествует о развитии производства с древнейших времен до наших дней. Доминантная идея экспозиции – показ ивановских ситцев, как одного из видов декоративно-прикладного искусства, сохраняющего и развивающего традиции народного орнамента. Образцы ивановских ситцев открывают значительный пласт народного творчества в области художественного оформления тканей и позволяют проследить развитие особого стиля – яркого, нарядного, декоративного, присущего ивановским тканям.

Многое в городе завязано на меценатстве. Музей ситца расположился в родовом доме промышленника, владельца текстильной фабрики Бурылина, построенном в начале XX века в стиле «модерн» (архитектор А.Ф. Снурилов). Дмитрий Бурылин (1852-1924) просветитель и коллекционер в 1914 основал один из лучших в России музеев «редкостей и древностей», ныне Ивановский государственный историко-краеведческому музей имени Д. Г. Бурылина, которому в этом году исполняется 110 лет. Коллекционер говорил, что:

«Музей — это душа, в то время как фабрика — лишь инструмент для пополнения музея».  

В подземном переходе, построенном Бурылиным между своим домом и музеем открылась выставка по результатам арт-лаборатории студентов Школы Родченко с местными молодыми художниками, которые исследовали город, находили в нем как формальные особенности и структуры, так и вступали с ним в живые, развивающиеся отношения.

Работы разных художников находятся в диалоге, формируют еще один уровень концептуальных взаимодействий. Например, студентка ШР Лана Морозова с помощью сканирования перенесла надписи на стенах города на деревянные панели, сделав их мотивом для современной «манеры» (резной доски, с которой печатался (набивался) рисунок на ткани, которые в обилии представлены в Музее ситца).

Лана Морозова. Доска, скан, скам.

А жительница Иваново Ирина Мелузова сделала видео-комикс, доступным языком рассказывающим биографию Бурылина, которая окончилась трагично — музей национализировали советской властью, основателя понизили до директора, потом до хранителя, а потом вовсе уволили по обвинению в хищении своей же коллекции. В результате, заболел и в скором времени скончался. 

Ирина Мелузова. Видео без названия. 10 минут.
Я люблю свой город — это факт.

«Индия. Созвучие» из коллекции Теребениных

О значимости меценатства и частного коллекционирования сегодня можно убедиться на выставке «Индия. Созвучие» из коллекции Теребениных, на которой зрителям предстает индийское и российское обаяние ручного ткачества, как традиционного, так и в работах современных художников. Коллекция Екатерины и Андрея Теребениных совмещает в себе традиционные индийские ткани (ХIХ-ХХI вв.) и произведения современного актуального искусства Индии. Прожив 7 лет в этой стране, Екатерина и Андрей смогли собрать коллекцию, построенную на тонком чувствовании ткани индийского бытия, в ней не возникает дихотомии прошлого и будущего, предметы не противопоставлены друг другу, но перетекают друг в друга.

Вид экспозиции «Индия. Созвучие».
Фотограф Андрей Тертычный.

Коллекционеры Теребенины находят созвучия между Индией и Россией, поиском созвучия между личным мифом и мифом общекультурным. Текстильные практики отличает ремесленность, кропотливость, в то же время общность сюжетов авторов прошлого и настоящего. В диалогичной форме выставка сопоставляет индийские ткани и, например, восточные огурцы в ивановских ситцах. Экспозиция с зрелищной архитектурой, претендующей на блокбастер, начинается инсталляцией Сергея Карева представляющей метафору возникновения художественного замысла, а заканчивается работами Ульяны Подкорытовой, Родиона Китаева, сестер Натальи и Марии Арендт вместе с работами современных художников из Индии. 

Инсталляция Сегея Карева. Фотограф Андрей Тертычный.

Увидеть современное индийское искусство российскому зрителю чрезвычайно интересно. Например, работа Рины Саини Каллат «Стенки матки». На шелковое сари нанесен текст шрифтом Брайля в традиционной технике крашения «бандани» региона Катч. Текст представляет собой кулинарный рецепт из тетрадей мамы художницы. Мама умерла, когда Рине было 8 лет, и всю свою жизнь Рина возвращается мыслями к маме, которую почти не помнит.

Рина Саини Каллат. Стенки матки.
Шелк, ручное окрашивание. 2007 год.
Фото: Екатерина Карцева

Сари — часть большой инсталляции, где в помещении по кругу или по периметру с потолка до пола свисают такие сари. Для художницы они символизируют утробу женщины (ее матери). Это способ Рины воскресить чувство защищенности ребенка и его связь с матерью. Интенсивный цвет ткани символизирует жажду жизни.

Коллекционер Екатерина Теребенина.
Фото: Екатерина Карцева

«В современном искусстве нас трогают истории, которые стоят за работами художников. Очень часто это глубоко личные рассказы. Нас восхищает открытость и глубина, которые проявляются в творчестве. Главная ценность для нас в коллекции — это те новые люди, которых Индия нам приносит через искусство, те совпадения и созвучия, из которых рождаются идеи и проекты. Так живет и развивается в нас индийская тема, переплетаясь с российской. Работа над этой выставкой тоже подарила новые встречи и истории. Вот одна из них. Нам давно нравились работы Марии Арендт, и мы пригласили ее к участию в ивановском проекте. Лично знакомы не были. И только в процессе отбора работ и позже при встрече узнали, что Мария регулярно работает в Индии, что в ее произведениях можно увидеть индийские газеты. Бабушка Марии, известный скульптор Ариадна Арендт, занималась теософией (религиозное учение, основанное на индуизме и буддизме). Снова индийские созвучия, которые мы не ищем специально — они находят нас» — отмечает Екатерина Теребенина. 

Мария и Наталия Арендт о творчестве своего деда архитектора Меера Бенециановича Айзенштадта. Читать далее.

Диалог культур продолжается в общественных пространствах. Например, на выставке «Текстильная столица. Символизм и метафоры», вдохновленной ивановским культурным наследием 1920-1930-х годов, которое становится источником свежего взгляда на искусство и дизайн Иваново сегодня. 

Фото: Екатерина Карцева

Следить за программой Первой фабрики авангарда можно на официальной странице фестиваля.

Фото: Екатерина Карцева и пресс-служба фестиваля Первая фабрика авангарда