Прогулки по полям - к разговору об арт-критике


В издательстве АЛЕТЕЙЯ вышла книга “Прогулки по полям”, представляющая собой  критические заметки на критические же тексты культурного обозревателя агентства REGNUM Дмитрия Теткина.

Дмитрий Теткин

Автор, много лет публикующий обзоры чужих фильмов, книг, выставок в этом случае обнажает свои собственные тексты на суд уже других профессионалов слова. Таким образом, книга представляет собой критику критики.

Это, безусловно, исповедь, потому что с одной стороны Теткин начинает книгу с краткого рассказа о себе, о своих слабых сторонах и недостатках, чем сразу подкупает доверие читателя и дает понять, что разговор будет откровенным. В тоже время, это исповедь критики, место которой в современном мире симптоматично поглощается арт-журналистикой. Предчувствуя это, тексты Теткина и авторов, как бы принимаются возводить памятник художественной критике, как таковой. Книга недвусмысленно начинается, с иллюстрации “Памятник критику”.

Сама форма книги претендует быть самодостаточным произведением полиграфического искусства, арт-объектом, который можно положить на журнальный столик, любоваться и показывать гостям. И это ей удается. Дело не только в множестве иллюстраций, каждая страница — это  многоголосье текстов, бегущих столбиками, перекрикивающими друг друга, задавая ритм. Отдельные строки вовсе разлетаются. За этим проглядывается, на мой взгляд, попытка эстетизации и фетишизации критики, ее рафинированности, романтической замкнутости в башне из слоновой кости, самодостаточность слова как такового и текста как формы.

Всего в книге представлено 7 текстов и 7 авторов — “незамысловатый намек на рабочую неделю” пишет Теткин, но за этим кроется и попытка сформировать архитектонику и внешнюю композицию книги. Самоиронию в книге стоит отметить отдельно — не случайно предисловие звучит как “Политый поливальщик культуры” — отсылка к первому немому фильму в жанре комедии, выпущенному студией братьев Люмьер.

Хоть автор и позиционирует книгу как учебник по художественной критике — не рассчитывайте увидеть здесь пошаговое пособие “для чайников”, так как скорее — это проблематизация критики, дискуссия по ее поводу. Книга манифестирует, что критика — это стиль, это образ жизни, вряд ли этому можно научить.  Полифония голосов отчетливо фиксирует тот факт, что критика — всегда субъективный взгляд на вещи. Но определяющим, как точно подметил Александр Лобок, является одно: “Удается ли Теткину высказать нечто, что глубинно касается его самого, а стало быть, глубинно касается и меня как читателя?”. Гносеология — способность познать самого себя через художественные образы — важнейшая функция искусства. И стало быть критики, в которой утилитарный характер давно сменился чистым искусством.

Последняя глава называется “Читатель” и представляет собой пустые строки — приглашение к творчеству. “Может быть, это и есть — самое главное” выражает надежду автор.