Инсайты арт-рынка и экспертное мнение каждый день в нашем telegram канале.

«Этого мало. Этого слишком. Этого достаточно» выставка 12 сезона Открытых студий Винзавода


Центр современного искусства Винзавод представил итоговую выставку 12 сезона Открытых студий в рамках стратегического направления Новые имена.

Screenshot 2025-08-21 15.56.37

Выставка «Этого мало, этого слишком, этого достаточно»завершает 12 сезон Открытых студий Винзавода. Художники сезона: Павел Гришин, Катя Жилина, Алина Золотых, Каролина Росляк, Варвара Силантьева, Лена Соловьева, Андрей Soul, Мария Стадник. Открытые студии Винзавода работают с 2017 года и входят в стратегическое направление Новые имена. Проект объединяет принципы мастерской, резиденции и арт-школы на базе одной из ведущих российских арт-институций Центра современного искусства Винзавод. Резиденты Открытых студий  работают с ментором, получают личные профессиональные консультации, участвуют в коллективных проектах, artist talks и мастер-классах. 

За рамками контекста и обстоятельств наречия меры, вынесенные в название, могут быть интерпретированы по-разному, в зависимости от того, кто и что измеряет — наставник, художник или зритель? Сама выставка тоже получилась диалогичной, демонстрирующей множество точек обзора художественных процессов. И хотя в ней участвуют произведения 6 девушек художниц и 2 авторов мужчин практически невозможно определить пол автора по его работам. Но далеко не только этим выставка стремится выйти за рамки стереотипов и предусловленного.

Алексей Масляев, ментор 12 сезона Открытых студий Винзавода:  «Разнообразный опыт пребывания художников в Студиях в течение полугода отражает характер этого проекта как места встречи и взаимодействия очень разных авторов — с коллегами, аудиторией и самими собой. Название выставки соотносится с этим опытом: наверняка что-то в событийной составляющей Студий было в избытке, чего-то не хватало, а каких-то вещей было вполне достаточно. В подобном ключе можно сказать и о самом выставочном проекте, и о конкретной работе, и о зрительских впечатлениях, и о много чем еще»

Экспозиция поделена на три раздела. В первом представлены работы Марии Стадник и Елены Соловьевой, которые демонстрируют разные подходы к работе с средой. 

Лена Соловьева (р.1975, Москва) создала в залах инсталляцию стройки. Это может сбить столку, что выставка ещё монтируется. Но далее считываются пока еще пустующие комнаты будущего дома и вещи, которые должно быть принадлежат строителям. Художница стремилась передать «состояние вечного и тотального ремонта», но возникает также ощущение устремленности в будущее, как утопического процесса, ведь современное искусство — это своего рода бросок в неизвестность.

Лена Соловьева, «Среда обитания», инсталляция, фотография, Открытые студии Винзавода
Лена Соловьева, «Среда обитания», инсталляция, фотография

Мария Стадник (р.1996, Москва) представила эмоционально сдержанные архитектурные пейзажи индустриальных построек. Упрощая в изображении формы и используемую палитру, Художница подчеркивает неумышленную красоту зданий, имеющих в первую очередь функциональную природу. Она намеренно отказывается от деталей, тем самым создавая архетипичный образ. Инсталляция из вентиляционных труб «Чувство леса» создает атмосферу прогулки по крышам, но также становится подобием чащи леса. Все вместе также резонирует с зданием самого ЦСИ Винзавод, тоже являющимся индустриальной постройкой, отжившей свой индустриальный век.

Мария Стадник

Обращение к таким специфическим  территориям, как строительная площадка или завод, бруталистское и минималистичное исполнение, выводит Лену Соловьеву и Марию Стадник за рамки стереотипных «женских энергий». 

Второй раздел, посвящен вопросам идентичности. Внутренние переживания, гендерные роли, вынесение эмоциональных реакций в социальное поле все ещё остаются одними из ключевых проблематик современного искусства. 

Перформанс инсталляция Каролины Росляк (р. 1995, Витебск) «Отмыться от …» представляет собой угол из кафельной плитки с  жестяным тазом наверху. Особенности геометрии и материала создают ощущение тревоги, уязвимости и загнанности. Белая кафельная плитка напоминает помещение больницы или какого-то другого общественного учреждения. Интимность становится объектом чужих глаз и в выставке. Перформанс транслируется на видео-экране, усиливая ощущения подглядывания или наблюдения.

Беззащитная девушка обливается мутной жидкостью, как риторический вопрос, возможно ли избавиться от чувства навязанных  ожиданий,  травмирующего опыта, страха, стыда или вины, когда социум все время  продолжает их навязывать?

Каролина Росляк, «Отмыться от…», инсталляция, скульптура, видеофиксация перформанса
Каролина Росляк, «Отмыться от…», инсталляция, скульптура, видеофиксация перформанса

Работы Андрея Soul (р. 1992, Ярославль) также подвергают рефлексии навязанные представления о гендерной принадлежности искусства, поднимая вопрос, что значит быть мужчиной в современном мире? Как поясняет сам автор:

«Это феминное искусство с маскулинной подачей, где мужское и женское начала слиты воедино, словно инь и янь».

Монументальный текстильный объект  «Мне не стыдно» сшит вручную в антураже трэш-арта, из того, что под руку попалось. Грубые материалы — ПВХ баннеры, списанные МЧС пожарные рукава, металлические кольца от бочек растворяются в инфантильности, декорированные сердечками, стразами, обрезками перламутровой клеенки, бусинами. Получившийся зверь даже имеет игривые коготки. Интересно, что к работе с шитьем  Андрей Soul, радиомеханик по образованию, пришел, позаимствовав  швейную машинку у девушки модельера.

Андрей Soul художник 
 Открытые студии Винзавода
Андрей Soul

Другая его работа, представленная на выставке, — баннер с рекламой мяса, расшитый бисером — яркий и блестящий также явно не то за, что себя выдает. Тем самым Андрей Soul создает новый культурный код несуществующих сообществ. 

Андрей Soul «Мне не стыдно», «Мясо», объекты
 Открытые студии Винзавода
Андрей Soul «Мне не стыдно», «Мясо», объекты

Третий раздел —  произведения Кати Жилиной, Варвары Силантьевой и Павла Гришина обращен к историческому знанию, граничащему со сказкой и мифом.

Инсталляция Алины Золотых (р.1996, Старый Оскол) представляет собой рыцарские доспехи, разбросанные по ступеням лестницы. Но вполне допустимо, что рыцарь — это девушка, облаченная в доспехи, чтобы обезопаситься от враждебного и тревожного мира. В серии работ художница исследует взаимосвязь между уязвимостью и необходимостью защиты, рассматривая уязвимость не как слабость, а как источник силы. Создавая барьеры — физические, психологические или социальные, — человек стремится сохранить открытость миру, не утратив чувство безопасности.

На втором этаже работы Кати Жилиной (р.1989, Москва) продолжают развивать средневековую образность — мы поднимаемся в башню из слоновой кости —  метафору уединенности творческого человека. Художнику нужно одиночество. Но замок разрушается и не имеет отношения к сказке. Это попытка иносказательно показать специфику системы современного искусства, которая побуждает художника бесконечно блуждать по лабиринтам институций в поиске успеха. В картине безполые персонажи, словно души художников, затерявшиеся в коридорах картинной галереи. Гигантский торт, как произведение искусства, которым они хотят усладить коллекционера или куратора, мечтая пробить дорогу на выставку, в коллекцию, музей, вечность. Сладкий торт, который всем нравится — это по всей видимости живопись маслом на холсте, как медиум коммерчески привлекательный и более сохранный в музее. 

Катя Жилина
Катя Жилина, «Заплутать»
Катя Жилина, «Заплутать», живопись, объект

Замок становится метафорой недостижимой мечты — место одновременно сказочное и разрушенное, наполненное мозаикой, символизирующей оторванность от реальности. Пространство галереи превращается в лабиринт, где  за каждым поворотом скрывается неизвестность.

Варвара Силантьева (р.1985 Бендеры) тоже обращается к образам и символам прошлого. Ее по-барочному чрезмерные натюрморты из воска отсылают к жанру vanitas, напоминая о смерти  —  это символы прочно вписанные в западноевропейскую культурную модель и христианскую культуру. 

Проект — размышление об изобилии и его тревожном послевкусии. В нем образы встречаются со своими искаженными двойниками, формируя искусственную идиллию, в которой стерильная красота граничит с предчувствием упадка, а объекты балансируют на грани между притягательной роскошью и тоскливым предчувствием.

Варвара Силантьева, «Язык цветов», инсталляция 

Павел Гришин (р.1978, Москва) предлагает неожиданный для выставки современного искусства вариант исторической картины на тему восстания декабристов. Не так часто встретишь реинкарнацию исторического жанра, сказывается монументальное образование Строгановского училища. В студиях ему удалось объединить академические навыки и современное искусство. Взяв большую тему, он намерен ее развивать. Но, как ни одна историческая картина в истории искусства не говорила о прошлом, а только о своем времени, так и Павел Гришин, очевидно, хочет порассуждать на тему свободы сегодня. 

Открытые студии Винзавода
Павел Гришин
Павел Гришин, проект «Это уж слишком», серия крупноформатных холстов, керамика

ФОТО: Денис Лапшин