Светская арт-жизнь в Москве начала восстанавливаться после локдауна. Cosmoscow — первая международная ярмарка современного искусства в мире, открывшаяся после пандемии. Логистические проблемы, закрытые границы и строгие регламенты социального дистанцирования делают невозможным международные смотры искусства и участие в них галерей и коллекционеров из разных стран, кроме как в онлайн-формате. Тем не менее, Cosmoscow 2020 была одним из первых международных ивентов, подтвердивших свои даты еще в середине лета.
Для такого предмета роскоши как искусство, социальное представление, вернисажи, закрытые ужины — немаловажные составляющие символического капитала. Арт-ярмарки были одним из наиболее заметных феноменов на арт-рынке многие годы. Для коллекционеров они экономят время — на них можно сравнить предложения от разных галерей, посетить приуроченные мероприятия и образовательные программы, познакомиться с художниками, экспертами и другими коллекционерами. Ярмарки — и Cosmoscow стала такой — важное событие, их освещают в СМИ, на них приходят crème de la crème. В том числе те, кого не встретишь на обычных выставках.
И хотя мировой кризис поставил под вопрос саму систему ярмарок и их стержневого значения в мире искусства, COSMOSCOW 2020 также берет на себя институциональную миссию, уделяя обширное внимание некоммерческой, дискуссионной и грантовой программам по поддержке развития современного искусства в России.
Александр Буренков, куратор фонда Cosmoscow, поднял тему усталости от ярмарок. В рамках Cosmoscow talks в пятницу 10 сентября состоится дискуссия 12:30-14:00 “Набор для выживания для некоммерческих организаций: новые способы существования после пандемии”, на которой эксперты обсудят векторы пересмотра стратегий в постковидную эпоху. 2020 доходчиво показал, что многое, казавшееся незыблемым, теперь так больше не работает.
Зрителя на ярмарке встречает сайт-специфик инсталляция Марго Трушиной “Живой уголок”. Эта comission work (осуществленная на грантовой основе при поддержке Ruinart Art Patronat), демонстрирует взаимозависимость человека и природы. Это интерактивная инсталляция из природных и искусственных материалов: растений, почвы, металла, воды, стекла, керамических и силиконовых объектов, а также звука и света, в которой зрителям предлагается взаимодействовать как с объектами, так и с живыми растениями.
Живая природа переплетается с разнообразными устройствами, реагирующими на прикосновения и присутствие зрителя. Звуковой ландшафт для инсталляции, состоящий из field recordings – звуков, записанных с помощью специальных устройств на природе, создан совместно с Лабораторией Playtronica, — коллективом художников, использующих сочетание звука, прикосновения и технологии для изучения человеческих и межвидовых связей. Комнатные растения художница собирала при помощи опен-кола. А саженец помидора вырастила самостоятельно.
Инсталляция дает посетителю ярмарки повод задуматься о природе и нашем влиянии на нее. Когда внутри инсталляции собирается много людей, растения начинают резонировать. Повзаимодействовать с инсталляцией можно также просто полив растения из обычной лейки. На фоне множества галерейных работ, расположенных на ярмарке в самом центре Москвы, эта инсталляция апеллирует к эмоциям человека, напоминая ему о его связи с природой. Огромное семя-сердце ознаменовывает начало новой жизни.
Перепредумывать форматы и искать новые пути действительно нужно. Пандемия показала сколь уязвимы не только художники, но и даже огромные институции.
Сразу после «Живого уголка» стоит ящик для сбора пожертвований резидента пятого сезона Открытых студий Винзавода Ивана Волкова с надписью «Na iskusstvo». Хоть то и ярмарка, где коллекционеры рассчитывают вложить свои средства в картины и арт-объекты, художник просит пожертвовать, не предлагая ничего взамен, так как его акт искусства здесь уже выполнен.
О необходимости пересмотра экономических моделей и культурной политики на пресс-конференции говорили и представители власти. Директор Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы Алексей Фурсин отметил, что город недооценивал значение арт-индустрии и будет с этого года больше уделять внимание современному искусству и художникам. При поддержке Департамента представил на ярмарке стенд «Сделано в Москве», посвященный продвижению участников столичного арт-рынка — всего 20 различных галерей, которые были представлены бесплатно. В своем Instagram Фурсин поблагодарил участников, а также напомнил про возможность получения субсидий:
Антон Белов на пресс-конференции чиновника поблагодарил, и высказал пожелание, чтобы художников перестали выгонять из мастерских.
Всего в ярмарке Cosmoscow 2020 принимают участие 62 галереи, которые показывают работы более 200 художников. Несмотря на все ограничения в ярмарке приняли участие 7 иностранных галерей из Эстонии, Польши, Германии, Грузии, Франции, Австрии и Италии.