Инсайты арт-рынка и экспертное мнение каждый день в нашем telegram канале.

Бизнес и культурные проекты: тенденции, вызовы и перспективы


Материалы конференции "Бизнес и культурные проекты: тенденции, вызовы и перспективы", прошедшей в Историческом Музее при участии руководителей социально-ответственного бизнеса и НКО.

people in museum

Место проведения конференции было выбрано не случайно. Исторический музей, в 2017 г. отпраздновавший свое 150-летие, сформировал свое собрание во многом благодаря участию и поддержке меценатов и дарителей – Щукина, Бахрушина, Катуар де Бионокура, Забелина, Уварова, Щербатова и других, которые жертвовали ради общего дела. А само основание музея было общественной инициативой.

Начальник управления общественных связей, рекламы и маркетинга ГИМ Мария Легимова считает, что традиции меценатства в современном российском обществе постепенно возрождаются. С 2012 года музей начал более активно сотрудничать с бизнесом. При этом, ГИМ последним из московских музеев встал на путь проектного финансирования. Несмотря на то, что количество посетителей музея выросло до 1,5 млн человек ежегодно, против 800 в прошлые годы – это не предел. В советское время Исторический музей в год посещало до 2 млн. человек.

Для привлечения посетителей необходимо проводить насыщенную выставочную программу. Но без поддержки бизнеса реализовать соответствующий план мероприятий невозможно. Из нестандартных возможностей сотрудничества бизнеса с музеем Мария Легимова упомянула программу реставрации памятников из музейного собрания «Возвращая утраченное», в которой уже поучаствовали такие организации как Северсталь или Лукойл. Однако, музей может предложить произведение искусства для реставрации на любой бюджет, поэтому даже небольшие компании могут внести свой вклад в поддержание коллекции Исторического музея, которая кстати составляет 1/15 музейного фонда РФ и является одной из крупнейших в мире. Еще один проект ГИМ, к которому могут присоединиться небольшие компании – ежегодный арт-фестиваль «Рисуем Покровский Собор».

Отвечая на вопросы посетителей конференции, Мария Легимова рассказала, что краудфандинговый опыт не совсем подходит крупному музею, но для небольших организаций культуры однозначно может быть одним из альтернативных источников финансирования. Тем не менее, участие населения в преобразовании организаций культуры – важный тренд. Большие надежды Исторический музей воскладывает на развитие общества друзей музея, которые уже успешно реализуют такие государственные московские музеи как Третьяковка и ГМИИ им. Пушкина. Пионером и образцом для подражания здесь стал частный музей Гараж.

Значительная часть докладов на конференции была посвящена потенциалу культуры в развитии моногородов. Своими проектами поделилась компания Северсталь, которую представляла начальник управления по корпоративной социальной ответственности и бренду компании «Северсталь» Наталья Поппель. Одной из целей социальных программ компании является развитие культурного и туристического потенциала регионов. Для развития моногородов было создано «Агентство городского развития», реализовавшее  совместно с ведущими российскими музеями более 100 проектов в 15 регионах. Благотворительная программа компании Северсталь «Музеи русского севера» проводится с целью активизации деятельности региональных музеев северных регионов России. Северсталь стала также инициатором и инвестором создания Музея металлургической промышленности в Череповце, затратив на его строительство 220 млн рублей. Источником вдохновения по части создания музейного проектирования для компании стал Еврейский музей и центр толерантности.

Опытом развития города через культурные проекты поделилась Татьяна Немировская, PR-директор фестиваля Арт Овраг в Выксе. Фестиваль является проектом Объединенной Металлургической компании и Выксунского металлургического завода и специализируется на развитии городской культуры и стрит-арта. Фестиваль проходит с 2011 года, а в прошлом году в проект пришли кураторы Юлия Бычкова и Антон Кочуркин и взяли курс на полноценное развитие города. Для начала организаторы вместе с командой урбанистов запустили анкету горожанина; стали проводить открытые семинары и «полевые исследования» вместе с жителями, обсуждая, что им хотелось бы видеть в своем городе; начали работу с туристическими агентствами; содействовали созданию городского совета по туризму. Поскольку современное искусство и стрит-арт по своей сути больше нацелены на молодежную аудиторию, организаторы искали пути выхода на старшее поколение. Удачным в этой связи стал опыт участия колонны работников фестиваля Арт-Овраг в демонстрации 1 мая, которая в городе проводится с размахом и высоким интересом со стороны горожан.

Ежегодно фестиваль при участии организаторов развивается и растет. Одним из новых направлений деятельности фестиваля стала арт-резиденция VYKSA (куратор Алиса Багдонайте), когда художники приглашаются жить и работать в Выксе, создавая по результатам резиденции новые арт-объекты на средства организаторов. Так на российской арт-сцене появилась новая серьезная арт-резиденция и на 2018 год кураторы получили уже более 70 заявок от художников.

Для выхода на международный уровень в прошлом году был объявлен международный конкурс на создание самой большой в мире граффити с призовым фондом 1 миллион рублей. Победителем в конкурсе по решению жюри стал известный московский уличный художник Миша Most, а его граффити уже вошла в книгу рекордов России и Европы. Это, безусловно, удачный пример позиционирования города, через привлечение внимания к его специфике. Вовлечение жителей города в проект осуществляется в рамках параллельной программы, в ходе которой на реализацию творческих проектов горожан выделяются гранты.

В качестве факторов оценки социального воздействия проекта Татьяна Немировская назвала: возросшую творческую активность жителей города, появление других творческих проектов в городе от сторонних организаторов, профессиональное признание руководителей завода в качестве экспертов по вопросам городского развития – теперь их часто приглашают на конференции и форумы по урбанистике.

Опытом проведения культурных и социальных проектов в образовательных учреждениях поделились Екатерина Карцева, доцент кафедры маркетинга и рекламных коммуникаций в социокультурной сфере Московского Международного Университета, инициатор серии паблик-арт проектов во внутреннем дворике ВУЗа, направленных на объединение образовательной среды с атмосферой современного искусства, за счет привлечения известных и начинающих художников актуального поля, и Валерия Устинова, преподаватель Высшей школы управления проектами НИУ ВШЭ, один из организаторов проекта «Вдумчивые чтения. Школа коммуникаций», в рамках которого вместе с молодыми актерами и звездами театра и кино проходят читки, обсуждения произведений классической и современной литературы.

Спонсорство и поддержка крупными корпорациями российских культурных институций и отдельных арт-проектов имеет в России уже достаточно продолжительную историю, являясь одним из традиционных элементов Public Relations. Эффективность искусства как инструмента Human Resources менее очевидна, но и здесь есть над чем подумать считает Екатерина Карцева, как руководитель сервиса по аренде искусства и проведению корпоративных арт-мероприятий. На примере реализованных кейсов для ОАО ТМК, АО Сбербанк России, Страховая компания Арсеналъ и других было показано, почему в условиях кризиса компаниям и художникам выгодно сотрудничать. Творчество сегодня не только культурный, но и экономический фактор. То, что считалось затратным (нуждалось в дотациях, меценатстве) может осмысляться как мощный производительный ресурс. Взаимодействие с искусством может научить сотрудников более красноречиво выражать свои мысли, руководству налаживать контакт с яркими, незаурядными личностями, бизнес быть более инновационным. Искусство в офисе согласно западным исследованиям повышает производительность и креативность сотрудников, их лояльность компании. Для художников – это возможность выставить свои работы, получить перспективу продажи, завести интересные знакомства в бизнес-среде.

Популярным западным трендом является проведение компаниями на своей территории арт-проектов, имеющих социальную направленность. Тем самым совмещаются две задачи: реализуется социальная ответственность бизнеса и формируется корпоративная культура, комфортная творческая обстановка внутри компании. В качестве рекоммендаций, основанных на опыте проведенных мероприятий, Екатерина Карцева считает максимально эффективным вовлечение сотрудников в подбор искусства в противовес монопольному принятию решения руководителем или сотрудниками соответствующего отдела.  Искусству в офисе также недостаточно выполнять исключительно декоративную функцию. В зависимости от локации искусство в офисе может решать различные задачи — провоцировать вау-эффект, подсказывать ценности компании или ее историю, стимулировать поиск нестандартных решений и т.д.

Исполнительный директор АНО «Эволюция и Филантропия» Ольга Евдокимова справедливо заметила, что в бизнес-среде растет запрос на доказательство эффективности культурных и социальных проектов. Тема оценки выходит на первый план. Культурным проектам, желающим заручиться поддержкой бизнеса, необходимо иметь заранее определенный набор показателей эффективности. Методологию, инструменты, показатели, как найти культурному проекту финансовый эквивалент все желающие могут посмотреть на открытой платформе www.socialvalue.ru

Тему оценки эффективности социальных проектов продолжила руководитель направления Корпоративное гражданство IBM Россия и СНГ Ирина Гарт, которая обратила внимание участников на то, что оценка культурных и социальных проектов необходима компаниям не для того, чтобы эти проекты закрыть, а, чтобы совершенствовать. При этом, оценка социального эффекта наиболее сложная.

Тем не менее, компаниям не стоит воспринимать поддержку культурных и социальных проектов, как прямую рекламу, потому что последняя эффективнее, считает директор по корпоративным вопросам «Нестле» в регионе Россия-Евразия, Андрей Бадер. Именно компания «Нестле» стояла у истоков создания театрального фестиваля «Золотая Маска», о чем сейчас уже никто не помнит. Деятельность компании осуществляется в рамках концепции корпоративной социальной ответственности «Создание общих ценностей», суть которой в создании ценностей не только для акционеров, но и для общества в целом. Андрей Бадер заметил, что это не бюджетозамещение, но продолжение той работы, которую должна делать власть. Умная власть это ценит и оказывает компании содействие.

Cведение на одной площадке представителей культурных институций и бизнеса помогло наладить продуктивный диалог и услышать нужды друг друга.