Произведение искусства является ведущей эстетической ценностью. С одной стороны, оно берет свое начало в эстетике природных объектов (например, пейзажа), самого человека, материальных и духовных объектов, им созданных. С другой стороны, произведение искусства создано человеком для человека и уже само по себе воздействует на него как эстетический объект. Собственно, на нас действует скорее художественный образ, заключенный в произведении искусства и являющийся одновременно специфическим отражением жизни и самовыражением творца.
Существует несколько способов изображения художником своего опыта: материально-импрессивный, интеллектуально-конструктивный и духовно-экспрессивный. То есть, художественный образ запечатлен так, как мы его натурально видим, либо со строгим соблюдением геометрических пропорций, либо со стороны интуитивно-субъективного видения творца. Пещерные росписи с их условно-орнаментальными формами изображения можно считать первым духовно-экспрессивным методом познания мира. Греческая классика взывает к Красоте, требуя физического совершенства, которое они видели в геометрической гармонии и золотой пропорции формы, тела. Искусство того времени сближалось скорее с умением, мастерством и ремеслом. Гегель в своих лекциях по эстетике акцентирует связь искусства и красоты с деятельностью и трудом человека и провозглашает Красоту – чувственной формой идеи. Каждая эпоха имеет свою специфику художественного творчества и порождает свой тип художника и его мировосприятия. Общей тенденцией развития европейской культуры в использовании художественного метода можно считать тот факт, что общее движение одной эпохи резко меняло направление художественного поиска в последующей эпохе на противоположное.
Таков был переход из Средневековья в эпоху Возрождения, Классицизму и Просвещению противостоят Сентиментализм и Романтизм, характерную для последних чувственность следом сметает Реализм и Натурализм. К концу 19 века художники стали отказываться от идеалов академизма и расширили тематический диапазон искусства. Начиная с творчества импрессионистов, особенно ценным становится принцип индивидуального видения в искусстве.
Растет интерес к творчеству художников-самоучек, представителей наивного искусства (Анри Руссо, Нико Пиросмани).
Вслед за ними примитивисты начинают сознательно использовать формальную простоту изображения и возвращаются к духовно-экспрессивному методу традиционного творчества этносов, надеясь таким образом «омолодить» западную культуру (Поль Гоген, Пабло Пикассо).
Идею бессознательного творческого начала продолжили сюрреалисты, полностью отказавшись от рационального опыта (Макс Эрнст, Фрэнсис Пикабиа, Андре Масон).
Начиная с эпохи модернизма процветает экспериментальное искусство, а художник получает полную свободу творчества. Первая половина 20 века – это сплошные эксперименты с цветом, формой и абстрактными образами с акцентом на персональном видении художника. Эти эксперименты привели к ощущению полного хаоса в эпоху постимпрессионизма – произведение искусства теперь не просто отражает реальность, а творит другую. Например, в центре произведения концептуалистов лежит понятие идеи, которая теперь становится важнее ее материального воплощения. Сол Левит.
Художники второй половины 20 века активно воплощают в жизнь идею Марселя Дюшана о реди-мейдах (ready made). Джозеф Кошут. Сол Левит.
Современное искусство обращается не к эмоциональному восприятию, а к интеллектуальному осмыслению увиденного. В творческий процесс вовлекается зритель.
Гегель считал самым важным качеством искусства — его непосредственную понятность. Искусство должно существовать не для знатоков, а для публики. Возможно, современное искусство стало более демократичным по отношению к зрителю, который не обязательно разбирается в особенностях мазка и восхищается композиционным решением. Но стало ли оно в своём упрощении более понятным? Если, по словам Дюшана, «любой самый простой предмет может быть вычленен из функциональности потребления и введен в функциональность как предмет искусства» — то не случится ли так, что само произведение искусства потеряет свою функциональность как такового и превратиться в простой предмет? Что отличает стул Кошута от обычного стула? Наличие таблички с именем автора и интеллектуальное осмысление зрителя.
Текст: Полина Долганова