В Лондоне сейчас проходит неделя русских торгов. Несколько месяцев назад Christie’s проводил собственный опрос среди арт-профессионалов, какой русский художник является недооцененным и на кого стоит обратить внимание.
Алла Розенфельд, куратор русского и европейского искусства, Художественный музей Мида (The Mead Art Museum), Амхерст-колледж, США:
«Олег Васильев (1931-2013) был центральной фигурой нонконформистского поколения советских художников, появившихся в первые годы после смерти Иосифа Сталина в 1953 году. Хотя работы Васильева включены в некоторые из крупнейших мировых музейных коллекций, его имя по-прежнему в значительной степени неизвестно в критическом русле современного мирового художественного мира. Васильев эмигрировал в Соединенные Штаты после падения Советского Союза. Его искусство тесно связано с его известными друзьями и другими художниками Эриком Булатовым и Ильей Кабаковым. Как столь красноречиво отметил Булатов, Васильев связал прошлое с будущим, объединив реалистическое русское искусство 19-го века и формальные авангардные эксперименты 1920-х годов с концептуальным искусством, которое приобрело известность в Москве в конце 1960-х и 1970-х годах. В Соединенных Штатах ряд его картин можно увидеть в коллекции нонконформистского искусства Нортона и Нэнси Додж в Художественном музее Зиммерли в Университете Рутгерса.
Зельфира Трегулова, генеральный директор Государственной Третьяковской галереи, Москва:
«Я считаю, что российское искусство в целом недооценивается. Это относится ко всем периодам его развития. Рынок просто выхватил дюжину имен, которые хорошо продаются из обширного наследия и это не всегда реальная мера значимости художника в истории искусства. Художники первой половины XIX века постоянно недооцениваются; например, фигура Александра Иванова. Рыночные цены на отдельные работы Серова не компенсируют общую недооценку его работы. Врубель, Дейнека; таких примеров много».
Антон Белов, директор музея Гараж:
«Помимо Ильи Кабакова, все русские художники недооценены. Принимая во внимание слабый рынок русского искусства, сейчас идеальное время для покупки ключевых произведений современных художников и художников-нонконформистов 1960-х годов».
Гвидо Трепса, исполнительный директор музея Николая Рериха, Нью-Йорк:
«Варвара Степанова (1894-1958), жена Александра Родченко, была столь же талантливой и влиятельной, как и любой другой из ее коллег-конструктивистов. Ее работы в плакате, типографии, текстиле и театре по-прежнему несет свой след в современном графическом дизайне. От ее андрогинных спортивных костюмов до ее макетов в литературном художественном журнале ЛЕФ – ее междисциплинарный подход заслуживает большего внимания среди элиты авангарда».
Анна Дюма, куратор Королевской академии искусств:
«Для меня Александр Дейнека — самый важный и интересный русский художник советского периода, но он не очень хорошо известен на Западе. У нас в Королевской академии есть девять работ его работ «Революция: Русское искусство 1917-1932 годов», в том числе, вероятно, его самая известная картина «Оборона Петрограда» (1928) и «Строительство новых мастерских» (1928), «Текстильные рабочие» (1927) и «Раса» (1932).
Хотя мощный образный стиль Дейнеки удовлетворял спрос советских властей на искусство, которое легко понималось бы массами, он отнюдь не просто следовал реалистической формуле. Он обращался к широкому спектру влияний, таких как авангардное конструктивистское искусство, кино, фотомонтаж и реклама, которые он блестяще соединил в своих оригинальных картинах».
Вилфрид Зейслер, куратор отдела русского искусства и искусства девятнадцатого века в Hillwood Estate, Museum & Gardens:
«Меня всегда интересовало декоративное искусство, а также русское искусство и его взаимодействие с западным. Выставки и аукционы русского искусства часто украшают ювелирные изделия Фаберже, Овчинникова и Хлебникова. Эти фирмы были крупными предприятиями, которыми управляли успешные предприниматели. Но меня всегда очаровывают творения небольших ателье, более традиционно работавшие с мастером во главе мастерской, окруженной несколькими рабочими и учениками.
У меня есть особый интерес к образцам из мастерской Андрея Брагина. Менее известный, чем другие ювелиры, он производил красиво украшенные и эмалированные серебряные произведения, в том числе шедевры сделанные для русского флота во Франции во времена Франко-российского альянса; это были первые крупные российские произведения искусства, которые я открыл, изучил и опубликовал».
Источник: Christie’s