4го марта в галерее Jart Moscow прошел необычный финисаж выставки 5-HT Димы Горбунова. В этот день современное искусство на стенах галереи дополняли результаты исследования компании NeuroTrend.
В художественной части выставки автор исследовал связи биологии человека и его культурной деятельности. 5-НТ – это химическая формула вещества серотонин, который влияет на общий позитивный фон человека и уверенность в себе.
«Я как художник искал свой живописный язык, однако отталкивался от молекулярного мира», — рассказывает Дима Горбунов. Вдохновением для работ стал фильм «Molecular Motor Proteins» Рона Вейла (Ron Vale).
А идея о научном исследовании связи искусства и человека появилась совместно у художника и галереи Jart. «Для меня эта задача была очень интересная. Также это для меня очень необычный опыт увидеть реакцию зрителя, посмотреть на статистику и увидеть научные обоснования», — объясняет художник. Для этого привлекли нейрофизиологов компании NeuroTrend, которые специализируются на изучении реакций мозга.
В рамках исследования сорок пять человек смотрели выставку в галерее в очках Eye-tracking и с ЭЭГ (электроэнцефалограф). Eye-tracking записывал движение глаз и продолжительность смотрения на картины, а ЭЭГ считывал положительные или негативные эмоции. Важно отметить кто принимал непосредственное участие в эксперименте: двадцать два участника были любителями искусства, то есть они не отрицали современной живописи, но и не входили в круг знатоков; двадцать три – профессионалы (художники и арт-критики). Перед началом осмотра экспозиции обеим группам кратко рассказали об идее эксперимента, о серотонине и идее экспозиции. Но была и еще одна группа (десять человек), которой художник лично рассказывал о каждой картине.
В результате сравнения усредненных данных по каждой из трех групп можно сделать выводы о том, как же воспринимают современное искусство:
Любители смотрят более поверхностно, задерживают взгляд на элементах картин не долго и испытывают одинаковые эмоции к работам.
Профессионалы же более критично рассматривают и четко различают, что им нравится, а что нет; при этом они уделяют внимание отдельным мазкам, фигурам на произведениях.
Красный цвет полотна вызвал скорее негативное восприятие у обеих групп – и любители и профессионалы не показали положительного всплеска эмоций, а скорее – тревожное состояние. Участники меньше всего проводили времени именно у этой картины.
Напротив, картина на золотом фоне обратила на себя внимание – обе группы долго и внимательно рассматривали ее, подкрепляя хорошими эмоциями.
И еще один очень важный инсайт исследования – про современное искусство нужно рассказывать! Группа из 10 человек, которой художник проводил экскурсию была более эмоционально вовлечена и ей больше понравились картины в галерее. И даже тревожная красная работа была воспринята положительно.
Этот эксперимент не о том, какие картины нужно писать – используя красные или бежевые краски – это не маркетинг, а искусство. Но он показывает, что у каждого зрителя свое восприятие и степень вовлечения. И им нужно раскрывать нюансы создания произведений и их идеи – это повышает интерес, а значит и желание больше понимать автора и следить за современным искусством в целом.
Хосе Ортега-и-Гассет, испанский философ, еще в 20-е годы ХХ века задавался вопросом, что большинство людей называет эстетическим наслаждением? Отрывок из его книги «Дегуманизация искусства» мы публиковали в одной из статей.