КОМАР И МЕЛАМИД Дискобол. Из серии «Ностальгический соцреализм»
Искусство всегда стремилось прикоснуться к красоте, как духовной, так и физической. Художник-творец здесь уподобляется Богу-творцу – создателю всего сущего на земле, в том числе человека. Кто как не человек, его тело и дух являются прекраснейшими творениями природы? И где как не в спорте более всего проявляются такие человеческие качества, как красота, воля, стремление к совершенству — все то, что является предметом глубочайшего интереса в искусстве?
Спорт и искусство во все времена шли бок о бок, вспомните культ тела, воздвигнутый античными художниками и воплощенный в прекрасных статуях, таких как «Дискобол» Мирона; образы мускулистых героев мифов, побеждающих своих противников в работах Рубенса, Караваджо; тему конного спорта в творчестве раннего Дега; мчащихся велосипедистов в футуризме и кубизме, и, наконец, розовощеких атлеток А. Дайнеки в советский период.
Гончарова Н.С. Велосипедист. 1913.
Искусство восхищается спортом, в той же степени как спорт, отчасти, является высочайшим искусством. И там и там чрезвычайно важно мастерство, и там и там обязательным условием является божественный дар, талант. В эпоху тоталитарных режимов, спортивная тема — особенно популярна. Во-первых потому, что активно пропагандируется государством. А во-вторых, потому что спорт оказывался спасительным мостиком для тех художнков, кто хотел сохранить профессию, но работать вне идеологических установок. Спортивные сюжеты давали советским художникам и фотографам своего рода неприкосновенность и свободу работать как им хочется.
Эль Лисицкий Плакат «Центральный парк культуры и отдыха Воробьевы горы»
Дейнека А.А. “Эстафета по Садовому кольцу” 1947 г.
Дмитрий Жилинский. Гимнасты СССР.
Елагин А.И. Плакат. 1948
А. Родченко
Борис Игнатович.
Аркадий Шайхет.
Эммануил Евзерихин.
Александр Устинов
Александр Гостев.
Леонид Лазарев.