Художественный образ – есть первичная и универсальная клеточка искусства, в которой перекрещиваются все его функции и задачи. Без образности – нет искусства. Образ можно назвать формой мышления в искусстве, чувственным механизмом вызывающим эмоции. Сложность в том, чтобы на основании фактов создать живой, неповторимый и сильный образ.
Любая художественная идея требует опредмечивания. Опредмечивание происходит за счет создания художественного произведения, которое существует во времени и пространстве. Оно объективно. Именно поэтому защите интеллектуальной собственности (авторскими правами) облагаются лишь объективные творения, а не идеи. Ни одно произведение, ни одного вида искусства не может существовать без создания художественного образа. Но художественный образ и произведение – не одно и тоже.
Кто и что изображено на фотографии сверху? В этом человеке есть что-то очень неуловимо «типичное», во внешнем виде, манере держаться. Чем, любительское фото отличается от профессиональной фотографии как искусства? В первом случае, конечно, тоже могут проскальзывать некие типические черты, но они скорее случайны. В художественной же фотографии – и выбор натуры, и организация композиции, и умение распределить свет и тень, подчеркнув как Тарасевич, главные черты в облике своего героя. Ощущается рука художника – он создает художественный образ. Это и есть главная цель творчества.
Образ в театральном искусстве определяется драматургическим действием, это может быть конкретный характер человека и метафора его внутреннего состояния.
Художественный образ в романе – это история человеческой жизни. Автор раскрывает при помощи образов свое отношение к поведению людей в различных обстоятельствах и пытается вызвать такое же отношение к ним у читателя при помощи средств выразительности. Воссоздает образ действительности.
Музыкальный образ характеризуется интонационно-мелодическим строем, выразительными особенностями ритма, темпа, лада, гармонии, композицией музыкального произведения и т.д.. Исполнитель является необходимым посредником между композитором и слушателем.
Образ в кинематографе согласно Ж. Делезу – это единство двух реальностей — физической (образ-движение) и психической (образ-время).
Художественный образ не может и не должен быть абсолютной копией единичного явления. Художник не копирует натуру, а творит. Широко известно замечание О. Бальзака, что гипсовая копия превращает руку в труп, а резец скульптора выражает «жизнь руки» – этот резец выделяет характерное, существенное в запечатлеваемом им явлении.
Гете говорил, что если художник точно воспроизвел живого пуделя, надо радоваться не рождению нового произведения искусства, а новой собаки. Поэтому бессмысленны попытки отождествить литературных героев с реальными людьми. Хотя у многих и были реальные прототипы.
В-принципе невозможно воспроизвести в романе или фильме и тем более на холсте реальную жизнь реального человека. Нельзя получить исчерпывающую информацию о чьем-то внутреннем мире. Кроме того жизнь отдельного человека, даже самого выдающегося интересна, имеет общезначимый интерес далеко не полностью – необходим творческий отбор наиболее главного, наиболее существенного.
Драма – это жизнь, из которой вырезаны скучные места. Альфред Хичкок.
Каждый талантливый художник обогащает и утончает видение всего человечества. Мы по-иному прочувствовали среднерусскую природу после знакомства с полотнами Саврасова и Левитана, Шишкина и Перова. Англичане говорят, что Тернер и Моне показали миру своеобразную красоту лондонских туманов.
Настоящий художник видит тоже самое, что и мы, и одновременно, иное – его восприятие богаче, глубже нашего. Настоящий художник постоянно открывает новые подробности, детали, свойства предметов, которые либо вообще не замечались людьми, либо не были ими оценены в достаточной степени.
Художественный образ – это всегда художественное обобщение. Художественное обобщение – процесс и результат создания образов в искусстве. В нем два главных момента:
- Выявление и отбор общих, существенных принципов окружающего мира;
- Воплощение этих признаков в единичных чувственно-конкретных образах.
Художественный образ – это единство смыслового содержания и материального воплощения.
Важнейшая особенность художественного образа – это его субъективность. Кутузов в романе «Война и мир» – это Толстовский Кутузов. Петр I на картине Сурикова «Утро Стрелецкой казни» – это Суриковский Петр. Французская женщина на картинах Ренуара – это ренуаровская женщина. Алтай в пейзажах Рериха – это Рериховский Алтай и так далее.
Портреты французского арт-дилера Амбруаза Воллара, известного тем, что открыл Сезанна, начал карьеру Пикассо, Матисса, выполненные разными художниками, его современниками. Если вы обратите внимание на портреты известных людей, то обнаружите, что видение этого человека разными художниками очень сильно различалось. Каждый художник видит своего героя по-своему.
Художественный образ – это создание смыслов. Возьмём, к примеру, художественную и не художественную фотографии. На обеих – изображение обнажённого тела. На не художественной фотографии обнажённая женщина изображает обнажённую женщину и больше ничего. Нет смысла этого обнажения. На художественной фотографии (или картине) обнажённая женщина может изображать: красоту, демоническую тайну, изящество, одиночество, преступление, разврат. Может изображать разные эпохи, порождать разные культурные смыслы, поскольку она является знаком.
В знаменитой картине Сергея Эйзенштейн «Броненосец Потемкин» заменитого эпизода с лестницей не было вообще. Сегодня – это самый цитируемый образ в кино. Когда Эйзенштейн оказался около Одесской Лестницы, его осенило: «Вот он, центральный образ! Вот он, самый короткий путь между городом и морем, самый наглядный способ связать одесситов и потёмкинцев».
Эйзенштейн часами гулял по лестнице. Высматривал новые образы, лица, а потом скорее спешил в гостиницу — буквально в 50 метрах жила вся съемочная группа и уже там, в номере записывал новые детали. Эйзенштейн рассказывал: «встретил женщину с коляской. Такая же могла не просто гулять в дни революции, но и выпустить коляску из рук. детская коляска, выпущенная из рук матерью и одиноко скачущая по каскадам лестницы, становится элементом драматического действия». Непридуманных героев и играть должны были не актеры. «Типажи» нашли по объявлению: «требуется женщина, еврейка, брюнетка, высокого роста» или: «Мужчина, рост и лета безразличны, наглое выражение лица».
Художник собирает, группирует, шлифует выразительность и создает собирательный образ – нечто промежуточное между объективным и субъективным, между сходством и несходством. Субъективность видения художника через образ становится объективной в восприятии многих людей.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал https://t.me/artandyouru
Литература: Кривцун О.А. Эстетика; Громов Е.С. Начала эстетических знаний.