Стремление художника к свободе заключается не только в поиске новых техник, композиционных решений и неожиданных тем для размышления, но и в использовании самых разных материалов для достижения конечной цели. С начала 20 века художники все чаще привлекают в мир искусства новые предметы и вещи – это и Дюшановские реди-мейды, и различные современные материалы вроде пластика. К концу 20 века компьютер, и вместе с ним виртуальная реальность, прочно вошли в обыденную жизнь человека, что незамедлительно получило отклик и в мире искусства.
Дигитальное искусство становится не просто компьютерной имитацией традиционных инструментов художника, но создает новые виды художественных произведений, основной средой существования которых является компьютерная. В своей работе «Кинематограф и цифровая среда» (1999) Лев Манович выделяет основные отличия «цифровой среды»:
— Дискретизация — явление, ассоциированное с любым устройством или процессом, в котором данные подразделяются на отдельные отсчеты. По сути — концептуальный переход от непрерывности к дискрету, т.к. любое цифровое представление состоит из ограниченного числа отсчетов.
— Произвольный доступ к любым элементам материала, появляющийся в результате дискретизации. Если фильм дискретизует время, сохраняя его линейность, то цифровой образ фильма в какой-то степени предоставляет контроль над временем. Время транслируется в двумерное пространство, в котором его можно анализировать, где им легче управлять и манипулировать.
— Имитация и фальсификация — цифровая среда по существу создает имитацию несуществующих реалистичных миров.
Таким образом, компьютерная среда и виртуальное пространство в какой-то степени еще больше освобождают художника, так как материя по природе своей ограничена, в отличие от виртуального пространства. Творческая энергия автора скорее направлена на упорядочение элементов, чем на их создание, хотя и ему есть место. Мартин Сати (Martin Sati), Киара Бьянкери (Chiara Biancheri)
Особенно наглядно сочетание различных элементов («отсчетов») наблюдается в работах фото арта, когда новый художественный мир создается при помощи различных фотографий, объединенных на более глубоком уровне, нежели привычный коллаж. Художники пользуются как своими снимками, так и фотографиями из многочисленных баз данных и библиотек. Дмитрий Максимов, Стив МакГи (Steve McGhee), Луис Бельтран (Luis Beltrán), Эрик Йохансен (Erik Johansson), Саймон Стронг (Simon Strong)
Качественно новым явлением в развитии фото арта стала попытка объединить статичность фотографии и выразительность кино. При помощи компьютерного расширения .gif появились первые движущиеся картинки, получившие большую популярность в сети Интернет. Следом за ними получили возможность становиться «живыми» фотографии, или точнее — гифографии. Так, Кевин Вейр (Kevin Weir) создает сюрреалистические gif-картины из старых фотографий, взятых с аккаунта конгресса США на Flickr. Дизайнеры Джеми Бек (Jamie Beck) и Кевин Берг (Kevin Burg) объединили усилия в этой области и в итоге создали новое течение — синемографию. Синемография – это изображение, которое содержит в себе момент жизни, который повторяется в мгновении и может быть увиден и «законсервирован» бесконечно. Синемография в целом поддерживает принципы традиционной фотографии, будь то пойманный момент во времени или портрет, а изображение приобретает необыкновенную «живость».
Текст: Полина Долганова