По результатам круглого стола на тему «Art Fairs: An Irresistible Force in the Art World?», состоявшейся 27 мая в Sotheby’s Institute. Участники дискуссии Ed Winkleman, Elizabeth Dee — диллеры, основавшие свои собственные художественные ярмарки; юристы Richard Lehun, Nicholas O’Donnell.
Винкельман привел в пример доклад, характеризующий рост числа художественных ярмарок с 3-х главных игроков 70-х (Арт Кельн, Арт Базель, Арт Брюссель) до 68 в 2005 и 189 в 2011. При этом, по его собственным подсчетам на сегодняшний день существует порядка 220 художественных ярмарок по миру.
Поворотным моментом для небольших галерей по его мнению стало появление ярмарки the NADA art fair в Майями. Во времена когда ярмарки саттелиты только зарождались, а участие в них не было дорогостоящим, небольшие галереи могли продавать на них в два, а то и в три раза больше. Участие в ярмарке иной раз приносило больше продаж, чем за полгода в галерее. «Представления о том, какой должна быть художественная ярмарка и как ее организовать» быстро распространялись, а спрос на участие в подобных ярмарках саттелитах со стороны галерей резко возростал.
Так галерист Элизабет Ди, которая основала подобную ярмарку (Independent Art Fair) предоставила достаточно красноречивые цифры — ее годовой бюджет на участие в ярмарках сегодня составляет $250 000 в сравнении с $25 000 — $30 000 десять лет назад.
Можно было бы предположить, что финансовый кризис и рецессия 2008 года спровоцируют снижение количества новых ярмарок, но произошло прямо противоположное — все больше и больше галерей обращались к ярмаркам, как своеобразной панацеи от кризиса. Галереи требовали от ярмарок крупных коллекционеров, в ответ ярмарки расширяли свои VIP программы, в том числе за счет крупных покупателей от галерей участников. Винкельман подчеркнул, что это сделало ярмарки очень могущественными.
Рост популярности и количества арт-ярмарок обусловил потерю галереями тех привилегий, которые у них раньше были.
Галереи перестали быть местами, где создаются тренды и мода, так как все новинки они теперь придерживают для ярмарок. Чтобы привлечь покупателей на свои стенды дилеры должны показать нечто новое, то, что еще никто не видел. Работы, которые уже висели и продавались в галерее вызовут меньший ажиотаж, чем новинки и сенсации. Учитывая, что новые работы популярных художников, как правило в дефиците, галереи оставляют их для ярмарок. Учитывая рост стоимости участия в ярмарках галереи более осторожны в поддержке новых имен и предпочитают не рисковать работая с уже проверенными. А значит, перестают быть экспериментальными площадками, генерирующими новые тенденции на арт-рынке. Будни галерей превратились в офисную рутину по подготовке к ярмаркам.
Устаревает традиция продолжительных и доверительно-лояльных отношений галерей и их покупателей. Покупатели небезосновательно полагают, что самое лучшее, новое и интересное представлено на арт-ярмарках. Плюс там продемонстрирован большой выбор и можно сравнить предложения разных галерей. Коллекционерам более интересно перемещаться с ярмарки на ярмарку в поисках очередного трофея.
Изменились отношения художников с галереями, художники заинтересованы в первую очередь в том, чтобы галерея представляла их на ярмарках. Работа с галерей, кажется, менее перспективной.
Главные движущие силы арт-рынка — коллекционеры, дилеры, художники устремили свои взоры к арт-ярмаркам, что дает последним большую власть и позволяет на правах крупных игроков диктовать условия, которых младшие соратники — галереи должны прислушиваться.
Адвокат Николас О’Доннелл отметил важность расположения ярмарки, где она проходит, так как везде действуют законы той местности (законодательство Нью-Йорка на ярмарке Frieze New-York, голландские законы на Maastricht, немцкие на Арт Кельне).
Истоник: Artnet.com