По поводу принципиальных отличий французского антикварного рынка от русского, я бы отметила значение экспертов. Компетентны они или нет, это один вопрос, но хотелось бы отметить ответственность, так как каждый эксперт во Франции несет ответственность за свой «диагноз» в течение 10 лет (раньше это было около 30). То есть если вы покупаете произведение искусства и эксперт заверяет вам его подлинность и в течение 10 лет вдруг обнаруживается, что это совсем не то, что было заявлено, эксперт обязан взять его обратно. Они очень дорожат своей репутацией и своим именем. А в остальном правила игры почти такие же, как в России – свое ценообразование, своя политика продажи предмета …
Если сравнивать работу российских и французский аукционных домов, то во Франции уровень гораздо выше. Если взять на рассмотрение всем известный Гелос в России – это безалаберность, очень плохая организация и так далее, в то время как во Франции фактически в любом аукционном доме, все достаточно четко. Ты регистрируешься на лот, выкупаешь его, но если при приеме своего новокупленного предмета обнаруживается какое-либо несоответствие с описанием эксперта (я говорю о состоянии предмета), то аукционист без нареканий забирает его обратно. Или же организация продаж в аукционном доме, где тоже все очень четко, тщательная работа над каталогом, работа экспертов, их организация. Каждый человек знает, за что отвечает и выполняет свою работу.
И еще одно не маловажное отличие – это налоги. Во Франции они очень высокие, единственное исключение – антикварные книги, на них налог ниже. Поэтому многие стремятся продавать свое искусство в Лондоне или Нью-Йорке. И, конечно же, размер рынка. Большой плюс Франции – это еврозона и «культурные» страны, которые в нее входят. Как известно Европа издавна считается столицей искусства. Поэтому здесь легче происходит циркуляция товара.
Произведения искусства, ввозимые в страны ЕС для продажи, облагаются НДС:
Во Франции – 5,5 %
В Италии – если это произведения живописи, графики скульптуры – 7%.
В Германии – фотографии облагаются 19%
Бельгию принято считать налоговым раем среди соседних стран, там продажи более высоки.
Французские коллекционеры обосновались в Бельгии, поскольку во Франции ставка налога на имущество колеблется в пределах 0.5% — 1.8%, в то время как в Бельгии ее в-принципе нет.
Временный ввоз произведений на территорию ЕС с целью показа на временных выставках, а также произведений, принадлежащих частным лицам, налогами не облагается.
Налогообложение произведений искусства не ограничивается только случаями их экспорта или импорта. Ценности такого рода могут переходить из одного достояния в другое.
В России перемещение художественных ценностей, как известно, подвергается серьезному налогообложению. НДС на их импорт и экспорт составляет до 10 % стоимости произведения, а таможенная пошлина достигает 18 %, и к этому могут быть прибавлены и другие выплаты.
Из интервью с Татьяной Боруновой – экспертом Парижского Galerie J. Kugel – крупнейшего антикварного дома в Европе.