10 женщин, известных нам по картинам художников


Увековеченные в полотнах великих художников, сегодня они украшают мировые музеи, являясь шедеврами мировой культуры, художественными образами, архетипами, которые уже невозможно вычеркнуть из сознания. И все же на самом деле, за этими образами скрываются вполне конкретные женщины из плоти и крови.

1

Не будь искусства, мы бы, вероятно, знали  о красоте гораздо меньше. Художники не только видят красоту, но и нуждаются в ней. Во все времена в поисках вдохновения,  обращались они к своим музам, женам и любовницам. 

Форнарина и Рафаэль Санти.

Лицо именно этой женщины легло в основу многочисленных  мадонн, которых писал художник. 

Прогуливаясь однажды по улицам Рима великий мастер Возрождения влюбился в дочь простого булочника, Форнарину. К тому времени занимавший уже чрезвычайно высокое положение в обществе, Рафаэль просто напросто выкупил ее у отца за 3 000 золотых, а также снял ей виллу. Форнарина воплощала идеал красоты для Рафаэля — художник  прожил с ней 12 лет, до самой своей смерти.  Впрочем, сама Форнарина верности Рафаэлю не хранила, изменяя ему как с его же богатыми заказчиками, так и с учениками. Когда Рафаэль умер, Римский Папа даже отказался отпевать его в присутствии Форнарины по причине ее сомнительной репутации. 

Тициан

другой величайший художник Возрождения, Тициан, влюбляется в юную дочь своего товарища Виоланту, последний был не очень рад этому из-за большой разницы в возрасте. Любовная история не получила серьезного продолжения. Тем не менее, девушка, часто тайком от отца, ходила к художнику, который запечатлел ее на своих гениальных полотнах.

Это была далеко не единственная женщина Тициана, в дальнейшем он был женат на обычной девушке, которая изначально помогала по хозяйству в его доме. От Чечилии у Тициана родилось 3 детей. После смерти третьего, в 1530 она умерла. Тициан долго горевал и не заводил романов. Однако через 5 лет знакомые стали замечать, что к его дому в Венеции, на гондолле регулярно подплывала девушка и спешно поднималась к нему. Вскоре из под кисти Тициана начали выходить полотна, запечатлевающие ее красоту.

«Девушка в меховой накидке». Около 1535-1537.

Сибилла Клевская и Лукас Кранах.

Не только итальянцы были большими любителями женщин, но художники более северных стран также оказывались плененными чарами местных красавиц. Кранах, к примеру, преклонялся перед красотой молодой жены своего господина, Сибиллы Клевской много лет, хотя и был женат на другой. Согласно результатам рентгенографии на его известном полотне «Юдифь» первоначально была изображена именно его голова, которую он впоследствии переписал. Очевидно, художник хотел выразить свою любовную зависимость от Саксонии. 

Герцогиня Альба и Франциско Гойя.

Широко известным является роман Ф. Гойи с герцогиней Альба. Ее протекция открыла ему путь в высшие круги испанского общества, а он в свою очередь, открыл ей путь в вечность запечатлев ее образ в своей живописи.

«Маха одетая». 1802.
«Маха обнаженная». 1805.

Юлия Павловна Самойлова и Карл Брюллов

Имя графини Юлии Павловны Самойловой на первый взгляд может показаться совершенно незнакомым. Но ее лицо знают все со школьной скамьи, она была любимой моделью, музой и покровительницей художника Карла Брюлова. Они познакомились в Риме в 1827 году, и между ними сразу же вспыхнул роман. Благодаря Самойловой Брюлов познакомился с многими влиятельными людьми.  Именно с ней он поехал в Помпеи, где и родился замысел великой картины. Кстати, на этой картине графиня изображения целых три раза — рядом с художником с кувшином на голове, упавшей на землю и виде матери с двумя детьми. Брюлов проводил много времени в палаццо графини в Милане и хотя они некогда не были женаты, а у Самойловой были и другие романы, сохранившаяся переписка  между ними говорит о том, что их связывали сильные чувства. 

Лиза Трео и Ренуар.

Первой любовью  импрессиониста Ренуара была Лиза Трео. Кто бы помнил о ней сегодня, если бы ее красота не оказалась увековеченной в ранних работах  Ренуара. Впрочем в дальнейшем Ренуар неоднократно заводил романы со своими натурщицами. 

Жанна Юбертен и Модильяни

Мади встречался не только с Ахматовой. Главной музой его живописи была Жанна Эбютерн, с которой он познакомился в 1917 году. Ее также многие называли его неофициальной женой, такой крепкой была их любовь, одним из плодов которой стала их дочь Жанна Модильяни. Судьба Жанны закончилась трагично, после смерти возлюбленного, она выбросилась из окна. Родители девушки не одобряли внебрачную связь с художником, да еще и еврейского происхождения и отказались устраивать ей приличные похороны.


Люся Второва и Александр Дэйнека.
Великий советский художник Александр Дэйнека также имел множество возлюбленных. Известно, что женился он лишь один раз уже в самом конце жизни на Е.П. Волковой, которая была младше его на 22 года. Тем не менее, Дэйнека не создал ни одного ее портрета, зато его предыдущие увлечения широко представлены в его картинах. Например Дэйнека был влюблен в чемпионку СССР по плаванию Люсю Второву. Романа между ними так и не произошло, судя по всему Второва отвергла художника, но он написал ее в многих своих картинах. 

Галина Дьяконова и Сальвадор Дали.

Самым известным примером во всех смыслах являются отношения Сальвадора Дали и его музы Галы, невозможно представить творчество этого художника без этой женщины, которая до романа с Дали также жила в свободных отношениях с художником Максом Эрнстом и поэтом Полем Элюаром.

«Под влиянием Гали, буквально загипнотизировавшей его, он перешел от одной крайности к другой и начал делать деньги, вернее, золото, оно было его божеством всю вторую половину жизни. Но я убежден, что и сегодня он лишен всякой практической сметки». Читать далее.