В мировом арт-сообществе назревает кризис визуального искусства, все более ощущается раскол между искусством и социальной реальностью, активно развиваются механизмы противостояния репрезентации через активизацию левых взглядов и востребованность активизма, как формы художественного высказывания. Деятельность многих художников сводится к вопросу, в силах ли они реально изменить действительность и нужно ли их искусство кому-то кроме немногочисленного профессионального сообщества? Новый перформанс Елены Ковылиной «Морковь культурная» – попытка дать искусству самоутвердиться в обстановке «культурной изоляции», пойти навстречу зрителю, предложив ему увидеть знакомые повседневные образы как объекты т.н. «высокой культуры».
Пока другие вяло жалуются на отсутствие арт-рынка в России Елена Ковылина, как ее еще иногда называют «русская Марина Абрамович», действует. В прошлый раз мы делали интервью с Еленой в 2012 году, когда она вернулась в Россию после 15 лет жизни в Европе, все эти 6 лет ее постоянным местом жительства была подмосковная деревня. Новый образ жизни и круг общения подтолкнули ее на поиски диалога между искусством и населением. Перформанс Елены Ковылиной «Морковь культурная» проходит на Даниловском рынке в Москве, где художник предлагает приобрести холсты с нарисованными кабачками, капустой и морковью.
ARTandyou.ru Елена, все больше художников приходят к тому, что искусству бессмысленно существовать в стенах арт-институций и выходят за рамки выставочного пространства в пространство общественное. Вы продолжаете эту тенденцию?
Елена Ковылина: Да, это и есть интенция этого проекта, который был рожден еще несколько лет назад, случайным образом, благодаря моим наблюдениям, с одной стороны за общей художественной ситуацией, с другой – за соседями, которые с середины апреля по конец сентября увлечены только бесконечными пропалыванием, рассадой и сбором урожая.
Переезд за город открыл для меня то, что в Москве понять было сложнее. Я сама москвичка, потом 15 лет жила заграницей, поэтому встреча с подлинным нашим народом произошла только, когда я переехала в московскую область, переместившись от центра Москвы всего на каких-то 40 км.
Мне стали открываться подлинные причины тех кризисов, в которых находится страна и культурная жизнь, большей части населения просто не нужная и не интересная. Нашему обществу ближе «культура» аграрная, плодово-овощная. Конечно, эта сельскохозяйственная «культура» тоже очень древняя. Когда я заглянула в энциклопедию садовода-огородника, то увидела, что она восходит к временам Древнего Египта. Как и учебники по искусству ведь тоже начинаются с Древнего Египта. Это открытие подвигло меня объединить две культуры – «художественную» и «аграрную».
Когда встал вопрос, где же ее объединять, я подумала, какой смысл показывать это в музее, если туда никто не ходит? Первый раз я представила этот проект на рынке в Выксе в рамках фестиваля Арт-Овраг. Выставиться в музее ради строчки в CV мне показалось не интересным. Я сразу поняла, что надо идти на рынок, а не в музей.
Artandyou.ru Но кроме игры смыслов «культура-культура», тут еще очевидно напрашивается ассоциация «рынок-арт-рынок»?
Елена Ковылина: Первоначально я не вкладывала этот смысл, но сам проект породил множество коннотаций. Поскольку любая удачная идея, если она попадает в точку, становится оптической, многогранной. Может быть это действительно тенденция объединения мира в единый художественный текст. Начиная с эпохи Просвещения различные сферы распадались, а сегодня мы можем собрать их вместе.
Artandyou.ru Все-таки это не просто выставка-акция, но и еще и перформанс, нацеленный на диалог с зрителем. Расскажите, как публика реагирует?
Елена Ковылина: Уже весь рынок знает, что на этом прилавке продаются арбузы по 50 тысяч. Люди не понимают, почему такая высокая цена за арбуз. В этот момент они начинают думать, пытаться понять, на мой взгляд – это самое главное.
Неслучайно, работы упакованы в пищевую пленку, наклеен ценник, как на продуктах – создан прецедент, чтобы люди сопоставили понятия «цена» и «ценность».
Artandyou.ru Ведь это Даниловский рынок, Москва, получается ли дискутировать о современном искусстве?
Елена Ковылина: Нет, более глубокий уровень дискурса вообще не доступен данной публике. Все остается на уровне «почему такой другой арбуз». И на мой взгляд культурный уровень Даниловского рынка и Выксы не отличается. Со времен СССР было заложено, что искусство принадлежит народу, и предположение, что оно может стоить денег не понятно, противоестественно.
Artandyou.ru Не могу не задать вопрос, в связи с интенсификацией правительственных инициатив в сфере культуры в последние годы, когда чиновники без конца призывают к национальному самосознанию и патриотизму в своих законодательных актах, какое место на ваш взгляд в этих условиях отводится современному искусству?
Елена Ковылина: Я ведь не случайно в первый день проводила перформанс, на котором читала вперемежку с Энциклопедией садовода-огородника книгу «ЦРУ и мир искусств», где говорится о культуре во время холодной войны. Ее написал британский журналист (Френсис Стенор Сондерс прим. редакции). Культура, которую мы сегодня считаем современным искусством, создавали начиная с 1947 года дети из лучших семей Америки, образованные, знающие по семь языков. Было 35 отделений Департамента психологической войны, целью которого было создание и распространение новой культуры, которая смогла бы отвлечь внимание запада от влияния социалистический идей. Что-то необходимо было противопоставить Большому театру, балету, Опере Евгений Онегин, которая была поставлена в Берлинской опере после взятия Рейхстага и безусловно перетянула симпатию определенной части интеллигенции на сторону Советского союза. В результате спланированных действий по поддержке этой культуры холодная война была выиграна Америкой, а не СССР.
Сегодня это очень актуально, поскольку все мы видим, что идет уже вторая холодная война.
Мы должны понять, что хвастаться бомбами – не прилично, стыдно. В холодной войне победит тот, кто предоставит миру интересную культурную программу и сможет перетянуть симпатию мировой интеллигенции на свою сторону.
Artandyou.ru Ваш проект может сделать к этому какой-то шаг?
Елена Ковылина: Безусловно. Скоро этот проект будет показан в Европе. Я являюсь интернациональным художником. Мое присутствие на западе даже больше, чем в России. У нас современное искусство «не проросло», но мы сейчас прорастаем с помощью этого проекта. Я уже 20 лет тружусь на этой ниве. Я думаю, что со временем мы должны прийти к поддержке современного искусства в России, потому что другого пути нет, искусство – это холодное оружие современного мира.
Интервью: Катя Карцева
© 2018 artandyou.ru и авторы