Не изменяя своей основной задаче – представлять современных эстонских художников на международной арт-сцене и открывать современное искусство для эстонской публики и коллекционеров, Ольга Темникова, совладелица таллинской галереи «Temnikova & Kasela», работает и с российскими художниками, для которых сотрудничество с галереей — это продвижение на арт-рынок Европы.
Прошлый год был звездным для галереи во всех смыслах: сначала орден Белой Звезды за популяризацию эстонского искусства из рук президента страны, а в июне 2016-го «Temnikova & Kasela» стала лучшей молодой галереей Европы, которую определяет Федерация ассоциаций европейских галерей и вручает специальный приз за «вдохновение и инновации» на ярмарке в Базеле. На Cosmoscow Темникова, член экспертного совета ярмарки, курирует секцию Collaborations, которая представляет совместные стенды российских и зарубежных галерей.
Елена Рубинова обсудила с Ольгой результаты прошедшей Cosmoscow и поговорила про продвижение художников на арт-рынок Европы.
Ольга, прошлый год был для галереи звездным во всех смыслах – вы взяли такие рубежи, что, наверное, было непросто понять, куда двигаться дальше? Как сложился этот год и куда пошло развитие лучшей молодой галереи Европы?
Ольга Темникова: Ну что такое приз – это, прежде всего, какой-то аванс, который ты должен во что-то перевести, профессионально конвертировать, не просто удержать, но и идти дальше. В этом смысле у нас было два направления: мы сделали в этом году рывок по ярмаркам – я обычно стараюсь чередовать ярмарочную деятельность – год более активный, а потом менее насыщенный, когда можно пожинать плоды. В этом году мы, что называется «рвали когти», главным образом на европейских площадках – начали с яркой американской ярмарки Independent Brussels, затем была Art Cologne – ярмарка с имиджем и в очень привлекательном для нас регионе, в июне – швейцарская LISTE, где мы в Базеле собственно и получили приз в прошлом году. Теперь вот Cosmoscow, а впереди у нас еще Paris Internationale и Paris Photo. Armory Show — наша первая ярмарка следующего года.
Но при всей интенсивности ярмарочной деятельности самая важная часть работы галереи – это все же галерейная программная деятельность, сотрудничество с художниками.
Потому к ярким и важным событиям этого года для меня относится наша выставочная программа, и прежде всего – прошедшая у нас в Таллине международная выставка Euroland, где наряду с такими признанными художниками, как Клара Лиден из Швеции и практически классик современного эстонского искусства Тынис Винт, участвовали и трое молодых российских художников, с которыми я давно мечтала сотрудничать: Олег Фролов, Денис Строев и Екатерина Борсук. Выставку мы долго готовили, и она получилась не только политически и интеллектуально значимой, но и cross-generational, объединившей разные поколения. Важно для нас было начать сотрудничество с Ольгой Чернышевой – на сегодняшний день она один из самых заметных российских художников в международном институциональном контексте, и это большая радость и честь – ее выставка открыта в нашей галерее до конца октября.
Президент Эстонии сменился, но культурная политика идет в прежнем русле и поддержка современного искусства на государственном уровне, я полагаю, осталась. Как это происходит? В каких формах?
Ольга Темникова: Я не раз говорила, что кроме наших собственных усилий направленных на продвижение художников на арт-рынок Европы, нам повезло, что Эстония – не коррумпированная страна с прозрачной схемой финансирования, в том числе и в области культурной инфраструктуры. И, слава Богу, смена президента у нас не влияет на грамотную культурную политику поддержки культуры, в том числе и современного искусства, которую проводит правительство, но, конечно, своим примером президент может что-то изменить и в лучшую сторону. Нынешний президент Эстонии Керсти Кальюлайд – молодая женщина с очень сильными и четкими позициями, например, одним из первых ее заявлений было, что она не пойдет в церковь, и это оказалось довольно шокирующе для многих. В нашу первую встречу она сказала, что для нее приоритетом является литература и архитектура, что, надо признать, отнюдь не сдвигает позиции современного искусства, и у президента, кстати говоря, в кабинете висит работа художника Кайду Оле, выставка которого с успехом проходит сейчас в московской галерее «Триумф». Я вхожу в президентский Культурный Фонд, который финансируется несколькими предпринимателями и несколько раз в год присуждает награды людям искусства и культуры – преподавателям, ученым, музыкантам. Награды Фонда также косвенно влияют на продвижение художников на арт-рынок Европы. Например, в этом году Фонд отметил премией Катю Новичкову, которая также представила Эстонию на Биеннале 2017 в Венеции.
Насколько мне известно продвижение художников на арт-рынок Европы у вас идет по двум направлениям: плотное сотрудничество с основанным вами и вашим партнером Индреком Кассела некоммерческим фондом ECADC (Estonian Contemporary Art Development Center), который занимается образовательными и грантовыми программами, и собственно сама галерея – коммерческая часть, которая представляет художников на ярмарках. В прошлый раз во время нашей беседы вы упоминали, что работа с некоммерческим фондом занимала много времени и требовала немало сил. Как обстоит дело сейчас?
Ольга Темникова: Действительно, довольно долго наш некоммерческий партнер, как я бы его охарактеризовала, занимающийся множеством проектов, в том числе общеевропейских, требовал нашей поддержки – нужно было не только содержать галерею, но и помогать этой части. Сейчас это уже давно не так – фонду четыре года, и я даже не знаю, кто кого больше поддерживает. Некоммерческое крыло помогает нам в нескольких проектах, но в первую очередь активно генерирует свои. Во-первых, они сейчас заняты стройкой – в будущем году наконец открывается новое здание Центра развития современного искусства. Оно строится при помощи Европейских фондов регионального развития, и открытие такой площадки заполнит еще одну пустующую нишу. ECADC ведет много образовательных программ, в том числе каждые два года проводит курсы для галеристов и кураторов, открытые для представителей любой страны, «информационные дни» для художников, ну и многое другое, есть у них программы с Художественной академией. Некоторые курсы частично датируются, так что они открыты и вполне доступны многим. Важный для нас проект – участие в биеннале Performa, которая проходит в Нью-Йорке. Мы успешно с ними работаем, и в этом году у Эстонии будет отдельная национальная программа и региональный фокус. Продолжается сотрудничество ECADC и с частными спонсорами через фонд поддержки современного искусства OUTSET Estonia, и в этом я им по-прежнему помогаю. Еще один большой проект, которым сейчас занимается центр, – это организация визита организации CPR. Проект этот родом из США, и суть его заключается в том, что дюжина кураторов путешествуют по региону, проводят исследования, знакомятся через инсайдеров с ситуацией в регионе, посещают студии художников, устраивают сайт-специфичные дискуссии, в затем куратор должен закончить проектом – не обязательно сразу, но в ближайшее время и непременно с участием художников из данного региона.
Этот опыт безусловно важен и как продвижение на арт-рынок. Давно ли существует эта программа?
Ольга Темникова: Это важный кураторский проект. Они это делают второй раз в нашей части мира, и, по-моему, приедут в этом году и в Россию тоже.
В прошлом году, когда мы встречались, вы как раз собирались работать с молодыми русскими художниками. Как вы их выбирали и где вы их представляете? Происходит ли у вас такой отбор примерно как у Чарльза Саатчи, когда его агенты ежегодно «отсматривают» молодое искусство на выходе из художественных институтов?
Ольга Темникова: Нет, конечно, Саатчи действует совсем по другой траектории – сугубо коммерческой, а мы занимаемся институциональным развитием художника, параллельно с коммерческой стороной дела. В первую очередь я смотрю то, что мне интересно, и не могу сказать, что как-то слишком конъюнктурно отбираю. Если профессионально внимательно посмотреть на нашу галерейную стратегию, то помимо локального фокуса у нас есть акцент на определенный международный дискурс, которого придерживаюсь и я, и мои коллеги, и двигаемся мы в этом направлении. Олег Фролов – молодой художник из Москвы с очень сильными идеями – на каком-то этапе был одним из вдохновителей и кураторов галереи «Электрозавод». Олега Фролова мы показывали в этом году как на Independent Brussels, так и на ярмарке LISTE, причем получали много интересной обратной связи. В случае с Олегом мы поступили несколько самонадеянно, начав заниматься его международной инкубацией, хотя у него в силу разных причин не было каких-то серьезных институциональных выставок в России.
То, что для художника делает галерея, – только часть процесса, нам важно открыть его институциям, и если мы берем такого молодого художника на ярмарку, то, помимо коммерческой стороны дела, главная задача – привезти работы туда, где его могут увидеть профессионалы.
Что мы могли сделать как галерея, мы сделали, и сделаем еще. И вообще молодых художников мы специально возим на ярмарку не с сильным коммерческим фокусом.
А как вы его нашли? Он не так чтобы сильно в России заметен среди молодых художников?
Ольга Темникова: Здесь история получилась довольно индивидуальная. Многое совпало и на человеческом уровне, но главным, конечно, было совпадение на содержательном уровне. В Москву на концептуальный тур по Восточной Европе, который мы как галерея поддержали, приехал лондонский художник, теоретик и практик современного искусства Мерлин Карпентер, фигура на самом деле международного масштаба, хотя тур был не очень раскрученный. На Artplay состоялся единственный pop-up в Москве, и одним из немногих людей, которые туда пришли, был Олег Фролов, причем не только пришел, но потом и написал об этом в одном из самых high-brow журналов искусства в Европе. И я очень заинтересовалась, кто же этот русский художник, который не только пришел туда, но за всем этим следит, да еще и на английском так отлично излагает. Будучи в Москве, мы встретились, так мы познакомились, и с этого началась наша работа. Но такое совпадение, конечно, редкость.
Есть ли такие примеры успешной интеграции русских художников в международный контекст? Интересен ли молодой российский художник европейскому рынку, и если да, то какой?
Ольга Темникова: Но на этот вопрос сложно ответить определенно – смотря кому. Если меня, скажем, спрашивает ярмарка LISTE, какая сейчас в России интересная галерея, то в их узкий фокус попадает, наверное, даже не одна, а половина галереи, потому что у этой ярмарки совсем другие акценты. Мои коллеги из России любят повторять, что россияне никому не нужны, но я не согласна. Просто надо играть по правилам – входить как молодая галерея, выращивать своих художников. Я знаю российские галереи, которые заходили на международный арт-рынок на уровне bluechip, но чтобы зафиксировать себя на этом уровне с русскими художниками – это достаточно тяжело, если не невозможно. Так что на Западе ожидаются молодые галереи, которые помогут своим художникам вырасти. Ведь их никто не знает, а в России из институций никто, кроме V-A-C , ничего не вывозит. ЦСИ Гараж делает свою работу, и я надеюсь, что в течение пяти лет кто-то будет уже знать, что происходит с молодежью. И очень немногочисленные галереи, такие как, например, Iragui Gallery, обеспечивают участие в ярмарках и тем самым способствуют такому знанию.
Ярмарка – это хороший инструмент для промоушена, но в то же время это лишь один из инструментов, их масса, и, конечно, от самого художника требуется большая работа, чтобы институционально укоренить его карьеру.
К сожалению, таким путем никто не готов идти, а потом говорят, что нас не ждут. Но так сегодня устроен арт-мир и арт-рынок.
Благодаря программе Collaborаtions на нынешней выставке Cosmoscow было много иностранных галерей – больше, чем в предыдущие годы. Как смотрят иностранные галеристы на русский арт-рынок сегодня – как на перспективный или как на экзотику?
Ольга Темникова: Я думаю, что и то, и другое. Для большинства европейских галерей российский рынок географически и ментально представляется более открытым и понятным, чем, скажем, китайский. Все понимают, что Россия – страна огромная, и каждый стремится найти свою траекторию. Через секцию Collaborаtions мы помогаем осуществить вход среднего звена международных галерей в российскую институциональную систему, плюс стараемся интегрировать их и в художественную тусовку в более широком плане, познакомить с коллекционерами. Пока еще рано делать выводы этого года, всего в секции участвовало семь галерей – «завсегдатаев» Cosmoscow из России, Эстонии и Бельгии, которые в свою очередь пригласили восемь иностранных, они все приехали в первый раз, так что о результатах пока еще рано говорить. Кто-то отбыл сразу после закрытия, кто-то остался и успел посмотреть какие-то другие институции и провести какие-то встречи. Были продажи, не все вышли в плюс, но зрелые галереи, как правило, не ожидают, что с первого раза непременно немедленно покрывают свои затраты, – такое возможно, но при определенной подготовительной работе – приехать заранее или провести заранее выставку художника в Москве. Так, например, галерист из Варшавы Лукаш Горчица показывал художников группы Slavs and Tatars, которых здесь уже знали по Манифесте, но в основном для новых участников участие в ярмарке – это способ потрогать рынок. Секция Collaborаtions была в этом году пробная, что-то мы изменим, но непременно продолжим такую работу, будем и в каждом последующем выпуске Cosmoscow «взращивать» несколько иностранных галерей, чувствующих себя уверенно в российском контексте.
В этом году, с вашей точки зрения, удалось на Cosmoscow то, что вы задумали?
Ольга Темникова: Я считаю, что удачно все прошло, мы сделали свои выводы и знаем, что делать дальше. Stay tuned!
Интервью: Елена Рубинова
© 2017 artandyou.ru и авторы