Elephant in the Louvre – это арт-платформа, объединяющая в себе: онлайн-галерею современного искусства и онлайн-медиа с уникальным контентом, создаваемым совместно с художниками, галеристами, кураторами и арт-объединениям. Катя Карцева поговорила с основательницами проекта Ирой Глазковой, Рузанной Оганесян, Юлианой Инжеватовой об истории создания проекта, стратегии работы с авторами, эволюции от маркетплейса к галерее, и, конечно, про самого слона в Лувре.
Вы втроем взрослые успешные женщины, построившие карьеру в других сферах – юриспруденция, Private Banking и Finance, как случилось, что в дополнение к своей состоявшейся жизни вам захотелось начать заниматься искусством?
Ирина: У многих в какой-то момент карьеры может прийти понимание, что тот выбор, который ты сделал в свои 17 лет, чтобы зарабатывать на жизнь, рано или поздно может смениться потребностью реализоваться в чем-то еще. Для многих этим “чем-то еще” становится креативная область. Моим личным триггером прийти именно в искусство стала книга об искусстве ХХ века, которую я читала ночью и откуда узнала, что мой любимый художник Василий Кандинский решил стать художником, будучи юристом, в тридцатилетнем возрасте.
Я подумала: “Боже! Я обожаю Кандинского, я юрист, мне тридцать – самое время идти в искусство!”
В ту же ночь я отправила заявку в Британку (прим. точнее, в одно из ее подразделений – Московскую школу современного искусства).
Красивая история. Я действительно замечаю, что в последнее время общество гораздо больше поворачивается в сторону искусства. Во-многом, благодаря таким проектам, как ваш, потому что их становится больше, и это популяризирует искусство. За эти 2 года, что вы втянулись в арт-индустрию, обнаружились ли какие-то изначально ложные представления о ней?
Рузанна: У нас не было никаких розовых очков, потому что в Московской школе современного искусства мы много общались с арт-деятелями, которые рассказывали о том, что арт-сфера – это не так красиво, как о ней написано в книгах. В течение этих 2-х лет многие вещи мы для себя тестировали и методом проб и ошибок искали наш путь.
Юлиана: Художники делятся с нами своим опытом, практикой сотрудничества с галереями, и мы тоже учимся вместе с ними.
Часто можно услышать про токсичность арт-тусовки, что вы об этом думаете?
Юлиана: У меня есть опыт общения с людьми из разных сфер – финансы, IT. В арт-сфере – я отдыхаю. Мне нравится смотреть на художников, как на людей, которые умеют так чисто выражать свои эмоции. Может быть я до сих пор идеализирую арт-сферу.
Рузанна: Мы общаемся не только с художниками, но и с коллекционерами, галеристами, коллегами из смежных областей. Сейчас аудитория вокруг нас процентов на сорок состоит из художников. У нас было уже несколько опенколов. Сейчас мы обнаружили, что на новый опенкол нам подались художники, которые уже с нами работали. Это, мне кажется, важный знак того, что мы правильно и корректно с ними взаимодействуем.
Здорово, что вы решили учиться и развиваться в этой сфере вместе с художниками бок о бок. Какие задачи вы себе ставите, какую проблему отрасли ваш проект решает?
Рузанна: Глобальная задача – это популяризация российского современного искусства и поддержка современных авторов.Сейчас мы себя позиционируем как арт-платформа, которая состоит из медиа в соцсетях и на сайте, и онлайн-галерея.
Как произошел переход от маркета к галерее, и в чем разница?
Год назад все началось с новогоднего благотворительного маркета, куда мы пригласили знакомых художников. После,, мы запустили опенколл и отобранных художников представляли исключительно онлайн. Сейчас мы поняли, что хотим делать офлайн-проекты. Речь не идет о физическом пространстве галереи, скорее о проектах на партнерских площадках с привлечением кураторской поддержки. Первый наш офлайн-проект “12 взглядов” открылся в бутик отеле “Twelve reasons” 7 декабря. C этого момента мы обозначаем, что теперь выступаем как онлайн-галерея.
Получается воронка художников, которых вы представляете сужается? Вот на новой выставке 12 взглядов – это 12 художников?
Рузанна: Нет, это десять художников и взгляд куратора – им стала Ольга Махно, и взгляд отеля. Художников, с которыми сотрудничает наша галерея больше, но конкретно под этот проект было выбрано десять. Мы очень долго искали подходящее пространство. Нам хотелось сделать что-то очень необычное, по эстетике нам подходящее. Мы увидели это пространство в первом номере журнале WoL и поняли – вот то, что нам нужно.
Ирина: Сейчас нам интересно больше фокусироваться на том, как мы хотим показать художников, в каких контекстах, привлечь к ним внимание, чтобы заставить в них поверить. И поверить в то, что с искусством можно жить, что оно обогащает, помогает рефлексировать над происходящими событиями. Привнести искусство в пространство, где люди живут, такое как отель Twelve reasons, например, показалось нам наиболее удачным.
Рузанна: Почему именно отель — там люди останавливаются обычно на непродолжительное время. Мы знаем, что самые откровенные разговоры происходят в поезде с человеком, которого ты видишь первый раз. И когда ты приезжаешь в отель, находишься в новом месте, то более открыт к восприятию нового.
Напоследок, откуда взялось название Elephant in the Louvre?
Ирина: Выбор названия был очень непростым – на тот момент казалось, что новые проекты в искусстве рождаются по 10 на дню, и было важно выделиться, как минимум, за счет запоминающегося названия. Помимо этого, в команде проекта тогда было около 10 человек, и процесс принятия решения таким большим составом, конечно, может затянуться. У нас вот ушло месяца полтора.
Elephant in the Louvre родился из сочетания нескольких метафор и аллюзий. Первая – “elephant in the room” – англоязычное выражение, буквально описывающее слона в комнате: нечто огромное, но никем не замечаемое. Какая-то большая материя, которую люди не видят, хотя вот оно, совсем рядом и игнорировать его просто невозможно. Думаю, такая ассоциация возникла из-за того, что наш круг общения на тот момент состоял в большей степени из людей вне искусства – менеджеры, айтишники, банкиры. Никто из них и представить не мог, что такая феерия происходит на рынке, что столько выставок, крутых проектов и имен существуют с нами в одном городе, здесь и сейчас.
Не обязательно ехать в Лувр, чтобы увидеть крутое искусство.
Вторая аллюзия, пришедшая на помощь с названием, родилась из того, что на момент создания проекта мы были еще совсем начинающими студентами программы “Арт-менеджмент”. Слон тут становится вымышленным персонажем, олицетворяющим всех нас: немножко милым, неопытным, не имеющим к Лувру никакого отношения, но очень жадным до знаний, какими мы и были на тот момент.
Юлиана: Идея в том, чтобы сделать современное искусство более видимым, говорить об актуальных вопросах на языке искусства. Донести высказывания художников до аудитории.
Рузанна: Слон в Лувре – это человек, который чувствует себя неуютно, попадая в пространство современного искусства. Это что-то слегка шокирующее, неудобное, зажимающее со всех сторон. Наша задача его из этой ситуации вывести, погрузить в суть.
Ирина: Оказалось, что это интересно не только нашим близким, тем, кто вместе с нами учится, но шире. Наша аудитория росла и продолжает расти.
Фото: предоставлены пресс-службой