.
Эухенио д’Орса
Это противоречивая на первый взгляд фраза, в самом деле, абсолютно верна. В изобразительном искусстве художники во все времена прибегали к искусству их предшественников в поисках источников вдохновения. Сюжеты могли повторяться, но обстановка менялась, каждый художник изучал вечные вопросы человечества – любовь, красоту, горе и боль, привнося в них видение человека своей эпохи. Иногда художники сознательно цитировали других авторов, иногда это происходило не осознанно, а потому что на художника влияла воспитавшая его школа, история искусства, перед которой он преклонялся и которую длительно изучал.
Так в Возрождение художники во многом обращались к идеалам античности, да и в средневековье, несмотря на, казалось бы, совершенно иную картину мира, художники использовали навыки и представления античных мастеров, как те, в свою очередь, во многом переняли навыки ремесла от Древнего Египта. Преемственность и традиция – это то, на чем, по сути, держится культура. Это набор кодов, символов и тем в динамике своего развития представляющих историю искусства.
Это может быть иллюстрирование несколькими художниками одного и того же сюжета, к примеру мифологического. Например, миф о похищении Европы, изображенный в разное время в творчестве Тициана, Веронезе, Рембрандта, Рени, Лорена, Боше, Моро, Серова и других. Или Венера с зеркалом в работах Тициана, Рубенса, Веласкеса.
Иногда это происходит в рамках развития мотива, сюжета:
Известно, что Джорджоне написал лишь саму Венеру и, возможно, гору за ней. Работу над картиной прервала смерть от чумы в 1510 году. Остальные фрагменты дописал Тициан. О том, что это именно Венера исследователи судят по тому, что инфракрасная съемка показала написанного у ее ног купидона с стрелой и птицей, что символизирует серьезный эротический подтекст. Данный сюжет ведет свои корни еще от Римских свадебных поэм, согласно которым богиня обычно спала, а купидон будил ее, чтобы та отправилась на свадьбу к тем, для кого написана поэма.
Тициан не только дописал картину Джорджоне, но и создал еще один вариант на эту тему, в 1538 году, написав по заказу правителя Гвидобальдо дела Ровере в качестве свадебного подарка ему же «Венеру Урбинскую». Эта Вененра уже гораздо более эротична, в ее ногах лежит вместо купидона маленькая спящая собачка. А сама она скорее более похожа на земную женщину, нежели богиню. Прекрасное выписанное тонкими мазками тело открывается зрителю в своей откровенно-нагой красоте. Сама Венера смотрит прямо за зрителя спокойным, уверенным и скорее настойчивым, нежели смущенным, взглядом. На подоконнике виден горшок с миртом – символ супружества и верности, на заднем плане служанки, подбирают утренний туалет для хозяйки.
Работая над «Олимпией» Мане почти полностью за исключением каких-то деталей копирует картину Тициана «Венера Урбинская». Тем не менее, несмотря на композиционную и сюжетную связь с классическими традициями Джорджоне и Тициана, «Олимпия» Моне абсолютно самодостаточное и оригинальное произведение. Моне изобразил ее не в образе прекрасной богини, а в образе своей современницы, утверждая, что она ничем не хуже, чем Венеры прошлого. Современность Венеры и ее различие с образом прекрасной богини, подчеркивается некоторой угловатостью форм и линий. Все на картине создано так, чтобы зритель концентрировался на Олимпии – задний план проработан плохо, служанка специально написана негритянкой, чтобы не выделяться на фоне портьер, потому же и кошка, расположенная в ногах, там, где обычно был купидон или собачка, написана черной.
Несмотря на то, что Модильяни еще более отходит от академической манеры письма, его картины, гораздо более связаны с традициями истории искусства, нежели большинства его современников. По своей композиции его обнаженные отчетливо перекликаются с Венерами Джорджоне и Тициана. Модильяни вообще отказывается от описания заднего фона и интерьера, сосредотачиваясь лишь на модели, которая кажется, вот-вот вывалится из картины прямо на зрителя.
Иногда повторение могло быть сознательной пародией. Как, например, в случае с «Новой Олимпией» Поля Сезанна 1873-1874.
По крайней мере, эта картина вызвала большое негодование у самого Мане. «Новая Олимпия» уже совсем очевидно указывала на принадлежность изображаемой модели к древнейшей профессии. Служанка и вовсе приоткрывает покрывало, чтобы продемонстрировать девушку пришедшему мужчине. И хотя композиционно работа Сезана мало похожа на предыдущие, ее название, маленькая черная собачка, служанка, и модель явно указывают на связь с предыдущими картинами.
При этом, каждая из этих картина, несмотря на связь с другими, самобытна и самоценна. Особенно увлекательно научиться видеть эти цитаты, ведь ими наполнена вся история искусства.