Инсайты арт-рынка и экспертное мнение каждый день в нашем telegram канале.

Битва титанов: искусство онлайн vs офлайн


Пока доступ к платформе цифрового искусства Digital Earth продлевается до 1 февраля, музеи и галереи возобновляют свою работу. Разбираемся, что будет дальше с онлайном и как выставляться цифровому искусству.

reStore_digital

Музейные гиганты, частные галереи и арт-фестивали активно перевели свою деятельность в онлайн. Прямые трансляции, арт стримы, оцифровка коллекций, видео экскурсии, да что там, адвент календари — все это заполонило социальные сети, сайты музеев и телеграм-каналы. С одной стороны, пандемия ускорила процесс, с другой, технологии давно подталкивали в сторону виртуальности.

Развитие цифрового медиа искусства поставило вопрос о необходимости выставляться в стенах «белого куба» онлайн. Не имея опыта экспонирования в сети, цифровое искусство стало появляться буквально везде. Созданное с помощью специальных технологий и алгоритмов, оно использует те же цифровые платформы для показа, а значит может транслироваться на сайтах, в социальных сетях, на специальных платформах. Сайты художников становятся все разнообразнее, загляните, например, на сайт российской группы 404.zero (только будьте готовы к визуальному удивлению) или французской художницы Табиты Резар (Tabita Rezaire), здесь серф сайта превращается в целый квест.

Сайт группы 404zero
Сайт художницы Табиты Резар (Tabita Rezaire)

Цифровое искусство не требует больших бюджетов на логистику, транспортировку и страховку, достаточно лишь флешки или облака, оно может воспроизводиться одновременно в разных точках мира, на разных платформах, для миллионов людей сразу. Да здравствует тотальное медиаискусство! И одновременно хаос. Когда искусство повсюду за ним и легко, и сложно уследить. Источников информации так много, что ее усвоение стремится к нулю. Поэтому музеи с их опытом работы с визуальным и галереи снова выходят на первый план.

В Западных странах музеи медиаискусства уже не одно десятилетие накапливают опыт:

  • ZKM занимается оцифровкой видеоарта и созданием единого архива,
  • Digital Art Experience London планирует создавать коллекцию цифрового искусства, поскольку “медиа арт в Лондоне уже давно нуждается в постоянном месте”, 
  • Haus der elektronischen Künste Basel (Центр электронных видов искусств в Базеле) во время пандемии запустили HeK Net Works, целый сериал с цифровыми работами художников, созданными специально для платформы
  • Digital Museum of Digital Art (Di Mo Da, USA) занимается сохранением и показом первых произведений виртуального искусства на специальной платформе.
Платформа DiMoDa 3.0

В России цифровое искусство пока носит фрагментарный характер, но подобные примеры начинают появляться:

Digital Earth – совместный проект Фонда поддержки современного искусства Винзавод и re:Store. Осенью 2020 года проходил конкурс на лучшие аудиовизуальные произведения среди российских диджитал художников, в итоге были отобраны 15 лучших. Все они представлены в разных форматах на виртуальной платформе: 3D скульптура, цифровая живопись и компьютерная графика, видео арт, VR и нет-арт.

Платформа, как полноценный архитектурный виртуальный объект, отсылает к Музею Гуггенхайма в Нью-Йорке или космическому кораблю будущего. Каждое пространство продумано под работу художника и взаимодействие со зрителем, который попадает, буквально, внутрь работ. Это все равно что зайти в комнату «привлекательного дома» Ричарда Гамильтона или посмотреть на обнаженную, спускающуюся по лестнице Дюшана в движении. В Digital Earth есть комната с работой художника Алексея Рябова “Ядерный фольклор”, в ней расставлены отпечатки цивилизации на Земле, знаковые объекты человеческой жизни. Очевидно влияние гейм-арта, как и в использовании аватара для перемещения по пространству.

Ядерный фольклор, Алексей Рябов, Digital Earth, 2020
Ядерный фольклор, Алексей Рябов, Digital Earth, 2020

Еще один пример работа Кирилла Закомолдина How to Avoid Getting the Bends, размышляющая о технологической сингулярности будущего. Что произойдет, когда технологии выйдут из-под контроля? Утопическое пространство работы бесконечно и делает погружение более глубоким, тотальным.

How to avoid getting the Bends, Кирилл Закомолдин, Digital Earth, 2020