Музейные гиганты, частные галереи и арт-фестивали активно перевели свою деятельность в онлайн. Прямые трансляции, арт стримы, оцифровка коллекций, видео экскурсии, да что там, адвент календари — все это заполонило социальные сети, сайты музеев и телеграм-каналы. С одной стороны, пандемия ускорила процесс, с другой, технологии давно подталкивали в сторону виртуальности.
Развитие цифрового медиа искусства поставило вопрос о необходимости выставляться в стенах «белого куба» онлайн. Не имея опыта экспонирования в сети, цифровое искусство стало появляться буквально везде. Созданное с помощью специальных технологий и алгоритмов, оно использует те же цифровые платформы для показа, а значит может транслироваться на сайтах, в социальных сетях, на специальных платформах. Сайты художников становятся все разнообразнее, загляните, например, на сайт российской группы 404.zero (только будьте готовы к визуальному удивлению) или французской художницы Табиты Резар (Tabita Rezaire), здесь серф сайта превращается в целый квест.
Цифровое искусство не требует больших бюджетов на логистику, транспортировку и страховку, достаточно лишь флешки или облака, оно может воспроизводиться одновременно в разных точках мира, на разных платформах, для миллионов людей сразу. Да здравствует тотальное медиаискусство! И одновременно хаос. Когда искусство повсюду за ним и легко, и сложно уследить. Источников информации так много, что ее усвоение стремится к нулю. Поэтому музеи с их опытом работы с визуальным и галереи снова выходят на первый план.
В Западных странах музеи медиаискусства уже не одно десятилетие накапливают опыт:
- ZKM занимается оцифровкой видеоарта и созданием единого архива,
- Digital Art Experience London планирует создавать коллекцию цифрового искусства, поскольку “медиа арт в Лондоне уже давно нуждается в постоянном месте”,
- Haus der elektronischen Künste Basel (Центр электронных видов искусств в Базеле) во время пандемии запустили HeK Net Works, целый сериал с цифровыми работами художников, созданными специально для платформы
- Digital Museum of Digital Art (Di Mo Da, USA) занимается сохранением и показом первых произведений виртуального искусства на специальной платформе.
В России цифровое искусство пока носит фрагментарный характер, но подобные примеры начинают появляться:
Digital Earth – совместный проект Фонда поддержки современного искусства Винзавод и re:Store. Осенью 2020 года проходил конкурс на лучшие аудиовизуальные произведения среди российских диджитал художников, в итоге были отобраны 15 лучших. Все они представлены в разных форматах на виртуальной платформе: 3D скульптура, цифровая живопись и компьютерная графика, видео арт, VR и нет-арт.
Платформа, как полноценный архитектурный виртуальный объект, отсылает к Музею Гуггенхайма в Нью-Йорке или космическому кораблю будущего. Каждое пространство продумано под работу художника и взаимодействие со зрителем, который попадает, буквально, внутрь работ. Это все равно что зайти в комнату «привлекательного дома» Ричарда Гамильтона или посмотреть на обнаженную, спускающуюся по лестнице Дюшана в движении. В Digital Earth есть комната с работой художника Алексея Рябова “Ядерный фольклор”, в ней расставлены отпечатки цивилизации на Земле, знаковые объекты человеческой жизни. Очевидно влияние гейм-арта, как и в использовании аватара для перемещения по пространству.
Еще один пример работа Кирилла Закомолдина How to Avoid Getting the Bends, размышляющая о технологической сингулярности будущего. Что произойдет, когда технологии выйдут из-под контроля? Утопическое пространство работы бесконечно и делает погружение более глубоким, тотальным.