Картины голландского художника Яна Вермеера (1632-1675), о жизни которого по существу известно очень не многое, в большинстве своем представляют собой композиции в тщательно прописанном интерьере или пейзажи с идеальной перспективой и славятся своей реалистичностью. Многие ученые полагают, что он использовал оптические приспособления, например, камеру обскура, чтобы достичь подобных результатов. В фильме по одноименной картине Вермеера «Девушка с жемчужной сережкой» художник использует именно камеру обскура.
Камера обскура, на основе которой впоследствии были сделаны некоторые фотокамеры, представляет собой черный ящик с небольшим отверстием на противоположной стороне. Лучи света, проходящие через отверстие, дают перевернутое изображение на экран. Это простейший вид устройства, позволяющий получать оптическое изображение предметов. Первым для зарисовок камеру обскура использовал еще Леонардо Да Винчи. Об этом говорится в его «Трактате о живописи». Камеры обскура времён Вермеера представляли собой уже более сложные устройства с системой зеркал для отклонения света. За счет этого изображение получалось более резким.
Тим Дженисон, регулярно работающий с видео и компьютерной графикой, привык смотреть на вещи с технической точки зрения. Его навык заставил его задуматься, что картины Вермеера написаны не характерным для человеческого зрения способом. Использование камеры обскура дает возможность переносить лишь размер и формы предметов на холст для достижения фотореалистического эффекта. Дженсон предположил, что Вермеер не только копировал формы и размеры, но также фиксировал и цвета с проецируемого изображения. Камера-обскура не подходит для этой цели, потому что не обеспечивает нужную цветопередачу. Если это действительно так, то Вермеер изобрел способ создания цветных фотографий не за счет линз и химикатов, а при помощи человеческой руки.
Изобретатель обнаружил в картинах художника следы указывающие, что его предположение может быть верным. Например, белая стена на картине «Урок музыки».
Ян Вермеер. «Урок музыки». 1662-1665 года. Размер картины — 74,6×64,1 см.
То как художник нарисовал стену не характерно для человеческого зрения, а сообразно фотографии. Сетчатка глаза, адаптируясь к освещению, минимизирует эффект светотени и и просто не может зарегистрировать тень на стене с таким контрастом. Однако, Веремеер в отличие от других художников своих современников, изображал предметы именно так, как это сделала бы фотокамера. Логически Тим Дженисон пришёл к выводу, что голландский живописец как-то использовал зеркало для копирования изображения.
Дженисон поставил перед собой задачу повторить метод Вермеера. Для этого он воссоздал оригинальную сцену с картины «Урок музыки», чтобы нарисовать её с помощью зеркала, как это мог делать Вермеер. Дженисон нашёл подходящую комнату, нарисовал 3-D модели предметов с картины. Часть из них сделал на 3D-принтере, другие были изготовлены на разных станках. Воссоздав полномасштабную копию интерьера картины «Урок музыки», Дженисон уселся с зеркалом рисовать, используя лишь материалы и краски доступные в XVII веке. Идея Дженисона заключалась в том, что если он нехудожник при помощи своего оптического прибора сможет воссоздать нечто напоминающее Вермеер, то его предположение окажется похожим на правду.
Компьютерные модели предметов с картины в программе LightWave 3D.
Часть 3D моделей, например деревянная мебель, были созданы на фрезерном станке Fadal 4020
В центре картины стоит синий стул, встречающийся на многих картинах Вермеера. Дженисон воссоздал его по многочисленным фотографиям, которые он предварительно сделал с аналогичного предмета из музея города Делфт.
Узор окна воспроизвел при помощи лазерной резки.
Декор клавесина изготовил из специальной бумаги XVII века.
Оптический прибор, который использовал изобретатель, состоит из объектива диаметром 4 дюйма с фокусным расстоянием 28 дюймов, вогнутого зеркала с фокусным расстоянием -12 дюймов и небольшого зеркала установленного на палочке.
В общем на воссоздание комнаты у Дженисона ушло больше года.
На рисование картины еще 7 месяцев. И хотя эксперимент Дженисона не может однозначно доказать, что Вермеер работал именно таким способом, то, что Дженисон не художник смог при помощи этого прибора нарисовать стену именно так, как это сделала бы фотокамера, а не глаз человека, говорит о том, что его предоложение может быть верным.
Весь эксперимент был заснят на видео и по нему был создан документальный фильм.