Инсайты арт-рынка и экспертное мнение каждый день в нашем telegram канале.

Общее искусства, масс-медиа, пропаганды и рекламы


Общие черты коммуникативной воздействия искусства с масс-медиа, пропагандой и рекламой.

1

 точки зрения процесса коммуникации, произведение искусства есть классическое сообщение, а котором заложены эмоции и мысли художника, зашифрованные посредством художественного языка.  

Коммуникация в поле масс-медиа подразумевает интерпретацию реальной действительности путем информирования аудитории. Схожие функции несет и искусство, в разные эпохи в большей или меньшей степени сближаясь с журналистикой. Известно, что до массового распространения книгопечатания и грамотности, а произошло это в Европе лишь к XIX веку, большинство информации люди получали именно из картин. Но принципиальным различием является то, что информация, заключенная в масс-медиа быстро устаревает, а искусство,  отражая вечные ценности, и само, становясь подобной ценностью, имеет возможность более длительного существования. В искусстве особое значение имеет выразительная форма,  говоря упрощенно, в большей степени важно не «что», а «как». В информационном пространстве масс-медиа приоритетное значение имеет содержание. Искусство стремится к субъективности, масс-медиа к объективности.

Диего Веласкес «Сдача Бреды» (Копья; 1634—1635).

На работе Веласкеса «Сдача Бреды» (1635) запечатлено падение в 1625 году под натиском испанской армии голландской крепости Бреда.

 

Общие черты прослеживаются и с коммуникационным пространством пропаганды, целью которой является приведение адресата на новый тип поведения. Талантливый художник, обладающий харизмой и даром эмоционально-интеллектуального воздействия посредством языка художественных символов – потенциально является серьезной социальной силой, способной управлять массовыми настроениями и культурными процессами в задаваемом им ценностном направлении. Неудивительно, что власть нередко пыталась использовать искусство для идеологического внедрения в массовое сознание.

Способность генерировать символы сближает искусство с рекламой. В обоих случаях коммуникативный процесс создает иные миры, а зачастую целые мифологемы. Посыл к сакральным бессознательным ценностям одинаково важен как в искусстве, так и в рекламе. Не случайно теория К. Юнга об архетипах[5] активно применяется в PR-деятельности. С точки зрения данного исследования, эти наблюдения важны, потому что для усиления эффективности коммуникативных процессов, результативные механизмы воздействия могут применяться в смежных областях культуры, оказывая воздействие на них.

В разные времена степень сходства искусства с масс-медиа, пропагандой и рекламой различалась.  Искусство в силу специфики своей природы   концентрировано в конкретно-чувственной и эмоциональной форме закрепляет в своих образах ключевые смыслы культурно-исторических эпох.  Культура представляет собой сложную полифоническую систему, в которой интегрируются самые различные формы ее бытования, в том числе искусство, власть, реклама, масс-медиа. В разные культурно-исторические эпохи искусство занимало разные позиции в интегрированном поле духовных ценностей и имело разные формы своего воплощения. Так во времена абсолютизма или тоталитарных государств, власть пыталась использовать искусство в качестве пропаганды тех или иных своих идей. Все мы помним соц. реализм и то нравственное воспитание веры в торжество коммунизма, которое на него возлагалось.

Александра Дайнека. Покорители космоса. 1961

Александра Дайнека. Покорители космоса. 1961.

 

В середине ХХ века в США процветает искусство поп-арта, которое тиражирует рекламные образы.  Французский философ пост-структуралист Жан Бодрийар размышлял об этом, является ли поп-арт формой современного искусства или же он является  результатом моды и, значит, сам выступает как чистый объект потребления? Оба смысла не противоречат друг другу.  С середины ХХ века телевидение, радио, пресса, реклама, искусство – это многообразие знаков и посланий, где все уровни воспринимаются эквивалентными друг другу.    Неслучайно многие великие и признанные художники того времени участвовали в создании рекламы. Сальвадор Дали нарисовал логотип для компании «Чупа-чупс», снимался в рекламе самых различных торговых марок. Энди Уорхолл и вовсе первоначально сделал карьеру в иллюстрировании журналов мод и рекламе. В отличие от Дали, который получил начальное академическое образование, американец Уорхолл и вовсе не видел в этом нужды, окончив Институт технологий Карнеги по специальности прикладной дизайн, он зарабатывал очень приличные суммы. 

Знаменитые банки супа campbell's Энди Уорхолла.

Знаменитые банки супа campbell’s Энди Уорхолла.

 

После 60-70 гг. ХХ века искусство еще сильнее сдвинулось от собственно эстетических доминант, в сторону идеалов познания, в  одних случаях став ближе к философии, в других к журналистике. То есть искусство сегодня, по большей части, отражает  актуальные общественные вопросы и проблемы. Если в рамках классической эстетики подразумевалось, что главное в искусстве форма, а одно и тоже содержание может быть осуществлено в разных формах – музыкальной, поэтической или прозаической, в форме живописного произведения. Но художественность формирует именно форма. То сегодня одно и тоже содержание может  выражаться в разных формах одновременно — живописного произведения, видео-арта, музыкального и текстового сопровождения  – это все в совокупности и будет создавать произведение искусства. То есть содержание доносится, через разные формы, становясь более значимым. В виду того, что концептуальный содержательный момент в искусстве начинал превалировать над технической стороной (формой), художественная коммуникация сблизилась с масс-медиа.

Искусству как особому роду духовного усвоения и познания действительности свойственно принимать разные формы коммуникативного воздействия, соответствующего движущим факторам развития общества в каждый конкретный момент. Искусство подобно живому организму реагирует и транслирует состояния общества. Именно поэтому зачастую художественная реальность различных эпох, несмотря на субъективность творцов его создающих, передает реальное положение дел гораздо нагляднее, нежели исторические труды. В современном искусстве маятник двинулся в сторону генерации символов и образов, схожих с рекламой, а также реакции на политические и прочие события, схожие с масс-медиа. Тем не менее, ни одна культурно-историческая эпоха не знает отсутствия искусства как такого. Данная форма коммуникации с окружающим миром возникла еще на фазе первобытнообщинного строя и на самом деле гораздо древнее  и прочнее чем любой другой коммуникативный язык.