С каждым днем производство искусства становится все более механизированным. Сегодня художественные работы производятся не только третьими лицами, но и роботами. Означает ли это, что такие понятия, как творчество, авторство и оригинальность исчезают?
В 2017 году праздновалось 100-летие смерти великого скульптора Огюста Родена. Но поклонники его творчества могут быть удивлены, узнав, что большинство известных работ Родена, хранящиеся в музеях, делались не им самим. Огюст Роден никогда не производил произведения из гипса, бронзы или мраморе своими руками. Его подход поможет пролить свет на многие процессы, происходящие в современном искусстве и лучше понять искусство будущего. Роден собственноручно занимался только мелкой пластикой. Равно как и Рубенс на больших холстах лишь проходился кистью поверх живописи, выполненной его подмастерьями, собственноручно создавая лишь рисунки и этюды.
Возьмем самую известную работу скульптора «Мыслитель». Огюст Роден закончил глиняную модель фигуры примерно в 1880 году, как часть более крупной композиции, посвященной Вратам ада Данте. Первоначально, бывший одним из многих элементов в этой композиции, уменьшенный глиняный Мыслитель был воссоздан в более крупном масштабе под руководством художника. Первое бронзовое издание датируется 1906 годом и сейчас демонстрируется в Музее Родена. Мыслитель, смоделированный в глине руками Родена, имеет мало общего с шедевром, который знает и почитает мир. Однако никто не будет оспаривать, что бронза является оригинальной работой Родена, даже если многие другие люди участвовали в ее реализации, оказывая влияние на ее форму на этом пути. На сегодняшний день существует более 20 экземпляров знаменитого Мыслителя (созданного как посмертно, так и при жизни Родена), выполненных в основном Литейным заводом Rudier.
«Поцелуй» – еще одна культовая работа скульптора Родена датируется 1881-82 годами, но вырезана она была Жаном Цурканом в период между 1888 и 1898 годами. Как и многие из самых известных работ Родена, эта была выполнена на основе мелкомасштабной скульптуры, моделируемой Роденом в глине. Затем эта модель была расширена, вырезана и закончена резчиком (или «практиком» на французском языке) благодаря процедуре измерений, проведенных с использованием измерительных приборов, чтобы сохранить пропорции модели. Глядя на спину женской фигуры, можно заметить небольшие отверстия – метки, оставленные прибором.
Уменьшают ли эти факты заслуги Родена как скульптора? Конечно, нет. Просто его гений находит свое выражение в первоначальной концепции и моделировании глины в небольших масштабах. Как только Роден выбрал окончательный материал и размер, он ставил задачу исполнителям.
Чтобы еще более усложнить картину, возьмем пример «Врата Родена». Художник-историк Франсуа Бланшетер прав в своей оценке, что «Врата Ада во всем смысле этого слова являются центральным моментом в творчестве Огюста Родена». И все же, как он указывает, «Роден никогда не заканчивал свои Врата Ада. Он прекратил работать над ним после 1889 года».
Как Неоконченная Симфония Шуберта, работа никогда не была действительно завершена и, таким образом, никогда официально не была признана художником. Но все же считается примером стиля художника и одним из его центральных произведений. Перечисленное выше иллюстрирует трудность определения «оригинального произведения».
Роден – не первый скульптор, который может сбить столку относительно распространенных у обывателя понятий оригинальности. Уже начиная с эпохи Возрождения, скульпторы только моделируют. Работы в бронзе или мраморе производятся резчиками. Во времена Людовика XIV скульпторы, в том числе Антуан Койсевокс и Франсуа Жирардон, уже руководили большими штабами и армиями многих помощников любого сорта.
Роден повлиял на многие последующие поколения скульпторов – Бранкузи, Пикассо называла Родена одним из своих учителей. Влияние Родена продолжается и в современную эпоху. Как пишет известный скульптор современности Энтони Гормли в каталоге выставки Родена в Гранд-Пале, величие скульптора «лежит в парадоксах: с одной стороны, он воплощает публичную повествовательную статую, распространенную в конце девятнадцатого века; с другой стороны, в том, что касается размножения, промышленного производства, последовательного повторения способов связывания одного объекта с другим и его способности отделять тело, а затем воссоздать его, он предвосхищает Карла Андре и Дональда Джадда».
Прецедент для создания тиражных произведений сотносится к 1850-м годам, когда художники, такие как Антуан-Луис Бари или Эммануэль Фримите, начали продавать своего рода патент на объекты дизайна. Литейные заводы, такие как Barbedienne в Париже, изготавливали декоративные элементы всех размеров. Вскоре после того, как тиражирование вошло в обиход в области дизайна, Роден начал создавать несколько копий своих произведений, начиная с «Та, которая была прекрасной Ольмьер» в 1889 году. Копии отливались из формы пока художник был жив, но также и после смерти.
Идея (иногда ошибочная) о том, что произведение, сделанное во время жизни художника, было подготовлено под его руководством, исторически оправдывало разницу в стоимости между пожизненными и посмертными работами. Фактически, художник не всегда тщательно контролировал производство, а производители должны было придерживаться более строгих правил, регулирующих качество продукции, чем сам художник. По мере изменения восприятия феномена оригинальности в искусстве, это рыночное неравенство может подойти к концу. Действительно, в случае некоторых художников, таких как Джакометти, недавно можно было констатировать рост цен на посмертные работы. Бенефициары художников могут извлечь выгоду из этого сдвига в понимании оригинальности художественного произведения.
Использование уже существующих произведений искусства (картин, фотографий) широко распространено и является одной из характеристик постмодернистской культуры. С юридической точки зрения, как определить является ли последующие произведения новыми самостоятельными продуктами творческой мысли, подразумевающими новые смыслы или всего лишь воруют чью-то идею?
Подход Родена к оригиналу позволяет нам провести прямую линию к крупным современным художниками, студии которых могут насчитывать до нескольких десятков человек. Студи Джеффа Кунса, к примеру, – это настоящая армия из более ста человек – специалисты по работе с разнообразными материалами от древесины, до нержавеющей стали и керамики, физики, техники». В 2015 году Кунс предложил монументальную работу «Букет тюльпанов» в подарок городу Парижу, посвящённую памяти жертв теракта 13 ноября 2015 года. Но проект все еще находится в подвешенном состоянии, так как Кунс пожертвовал не саму конструкцию, а лишь идею, а создание и установка самой инсталляции — высотой более 12 метров и весом в 30 тонн — обойдется Франции в €3.5 млн. Кунс является закономерным продолжением подхода Родена, используя механическое производство и ассистентов, чтобы реализовать свое видение, он, символизирует окончательную разницу в понимании творчества, как идеи и создания, как реализации.
Что скажут люди, когда в ближайшем будущем художник отправит электронный файл из Нью-Йорка в Гонконг, где трехмерный принтер произведет скульптуру, которой художник никогда не касался ни рукой, ни взглядом? Как учит нас Роден, что действительно важно в искусстве – так это ум, а не рука.
Источник: Artnet