Рынок современного искусства уже не тот, что был 20 лет назад. Арт-рынок 2020 от начала 2000-х отличают:
- рост числа художников, участвующих в аукционных торгах (с 5 400 до почти 32 000 сегодня)
- рост числа произведений искусства (с 12 000 предложенных лотов до 123 000),
- рост арт-рынка географически, с 39 до 64 стран, участвующих в аукционах.
Арт-рынок 2020 показал в 6 раз больше художников и в 6 раз больше лотов (+ 2100% рост оборота аукционов) по сравнению с 2000 годом. Жан-Мишель Баския является рекордсменом мировых аукционов в сегменте — 110 миллионов долларов (в 2017 году). Современное искусство сейчас составляет 15% мирового арт-рынка против 3% 20 лет назад. На Китай и США приходится 68% мирового аукционного оборота. В стоимостном выражении с 2000 года произведения современного искусства принесли 22,7 миллиарда долларов. Более 60% рынка современного искусства занимает живопись.
В Нью-Йорке и Лондоне началась необычайная череда новых рекордов:
Green car crash Энди УОРХОЛА принесла 71,5 миллиона долларов (двойная высокая оценка Christie’s ),
Lullaby Spring Дэмиена Херста была продана за 19 миллионов долларов (при эстимейте 6-8 миллионов долларов),
White Canoe Питера Дойга, проданное за 11 миллионов долларов на Sotheby’s при эстимейте в 2 миллиона долларов, делает Дойга вторым самым дорогим современным художником после Жана-Мишеля Баскии,
И, конечно же, Джефф Кунс, получивший статус самого дорогого из ныне живущих художников после того, как его скульптура Hanging Heart (Magenta / gold) была продана за 23,5 миллиона долларов.
В конце 2007 года некоторые считали, что рынок современного искусства достиг своего пика. Они были не правы. В последующие годы Джефф Кунс побил свой собственный рекорд семь раз.
В 2007 году сегмент современного искусства генерировал более 1 миллиарда долларов годового оборота, достигая 15% мирового арт-рынка, и эта доля остается более или менее постоянной по сей день. Одним из основных факторов стало относительно внезапное появление на рынке китайских покупателей, приход которых также и коренным образом изменил его.
Впервые китайские художники (Shen Fan, Din Yi, Ye Yongqing, Lin Wei, Zhang Xiaogang, Wang Guangyi) появились на торгах Christie’s в 1998 году тогда их средняя цена была 10-20 тыс. долларов. Сегодня их имена и имена других китайских художников стоят в ряду самых дорогих художников
С взрывом китайской экономики богатые предприниматели начали интересоваться коллекционированием произведений искусства, в то время как другие начали покупать произведения искусства, чтобы диверсифицировать свои инвестиции. Возникновение в Китае сектора «арт-бизнеса» было быстрым и впечатляющим, включая появление специализированных инвестиционных фондов в сфере искусства. Подражая практике фондового рынка, предлагались «доли» в произведениях с целью получения значительного прироста капитала.
Большие суммы денег направлялись в основном на произведения китайских художников, что значительно увеличивало их цены. В 2011–2012 годах на аукционном рынке Китая было продано вдвое больше произведений современного искусства стоимостью выше 100 000 долларов, чем во всей Европе.
С годами многие китайские покупатели стали влиятельными коллекционерами, такие как Джек Ма (основатель гиганта электронной коммерции Alibaba), Адриан Ченг и Лин Хан, которые также коллекционировали не китайских художников. Некоторые из этих коллекционеров создали частные музеи для размещения значительных коллекций, например Буди Тек с Yuz Museum в Шанхае.
Рост рынка современного искусства обусловлен не только Китаем. Он возник как общее следствие продолжающейся глобализации арт-рынка. Цены росли для ведущих индийских художников (Аниш КАПУР, Субодх ГУПТА), для художников с Ближнего Востока (Christie’s работает в Дубае с 2006 года).
Источник: Artprice