Инсайты арт-рынка и экспертное мнение каждый день в нашем telegram канале.

Переживет ли арт-рынок еще один кризис?

crisis

15 сентября 2008 года, как раз когда происходил крах Lehman Brothers, лондонский филиал аукционного дома Sotheby’s продал работы Дэмиэна Херста более чем 120 миллионов долларов, обеспечив 3 из 5 его лучших продаж.

herst

15 сентября 2011 года, когда центральные банки предпринимали совместные попытки поддержать среднесрочную долларовую ликвидность, стремясь сдержать страхи, которые направили мировые финансовые рынки в ниспадающую спираль (с середины июля по сентябрь индекс  S&P 500 потерял 14%), аукционный дом Christie’в Нью-Йорке продает 10 работ индийского художника Макбула Фиды Хуссейна (Maqbool Fida HUSAIN) более чем за 4 миллиона долларов, достигая двух наилучших результатов в истории художника.

hussein

Продемонстрировало ли это спекулятивную составляющую арт-рынка или то, что он, арт-рынок, окончательно переметнулся на восток или …. то, что арт-рынок вообще стал слабозависимым от изменений в мировом экономическом климате?

Конечно, тот факт, что арт-рынок, казалось бы, не сильно беспокоил ипотечный кризис 2008 года, не уберег его от очень сильной коррекции в связи с последующим экономическим кризисом. Индекс S&P 500 упал на 45% за 6 месяцев между сентябрем 2008 и мартом 2009, в то время как цены на искусство снизились за этот период на 34% . В ответ, центральные банки снизили процентные ставки, а правительства вкладывали миллиарды в рекапитализацию банков с целью обеспечить целостность ослабевающей системы. В то же время, аукционные дома отказались от своих не самых хороших привычек гарантирования цен, равно как и от намеренных тонких каталогов, стимулирующих завышение цен. В течение нескольких месяцев, мировые финансы вернулись на путь роста (S&P 500 приобрел 265% за 2 года), а цены на искусство вернулись на уровень 2007 года.

Летом 2011 года мировые финансовые рынки столкнулись с очередным кризисом возможного дефолта в Греции и уменьшения гос.долга США, а также нестабильности всей банковской системы — все это ввергло экономические перспективы роста обратно в красный цвет.

В сентябре 2008 года индекс уверенности арт-рынка (Art Market Confidence Index) отражал определенный оптимизм по отношению экономических перспектив (50% респондентов ожидали улучшения экономической ситуации в течение последующих трех месяцев, а 60% оценивали экономическую ситуацию как благоприятную), большинство 2/3 были уверены, что цены на арт-рынке будут расти. В этом же году AMCI уже потерял 50% с середины июля, а профессионалы арт-рынка весьма пессимистичны насчет текущей и будущей ситуацией. Хотя покупательские намерения остаются высокими, респонденты весьма осторожны насчет прогнозов о росте цен в среднесрочной перспективе, да и в ближайшие месяцы не верят в рост цен.

После исторического первого семестра, казалось бы, профессионалы арт-рынка оказались лучше подготовленны и более проницательны пред лицом нового кризиса.  Отношение к золоту и другим альтернативным способам инвестиций, в качестве стандартных финансовых активов, оказалось в ловушке постоянно ускоряющихся циклов бума и спада, что, в свою очередь, восстаналивает привлекательность искусства как наимение изменчивого инвестиционного инструмента. Кризис 2088 ударил по рынку очень резко, закрепляя давнюю теорию о том, как финансовый и арт-рынок коррелируют друг друга зигзагообразно.  Выжидательная позиция рынка в 2011 году — после трудного урока 2008 — предоставляет ему возможность быть рассматриваемым в качестве жизнеспособной альтернативы разноообразным активам оказавшихся в водовороте негативных факторов. Новые стратегии реализуются и формируются в рамках арт-рынка (он-лайн аукционны, виртуальные арт-ярмарки, ускоренное распространение информации, он-лайн кооперация арт-профессионалов   со всего мира, открытие рынков), что выражает тенденцию к укреплению и содействию привлечения инвестиций на арт-рынок, который все более не является закрытым для инсайдеров.

В то время как цена на золото удвоилась в течение двух лет с конца предыдущего кризиса, мировой индекс цен на искусство вырос всего на 40 пунктов с марта 2009. Исключительный рост азиатского арт-рынка, генерирующего мировые рекорды аукционных торгов практически каждый день, предполагает что потенциал роста мирового арт-рынка по-прежнему огромен.

Совместное заявление банков усмирило финансовые рынки и даже цены на акции самих банков начинают восстанавливаться. Как долго это продлится предсказать сложно. Проблема гос.долга никуда не делась, и хотя традиционный рост и рычаги денежно-кредитной политики уже ослабили серьезность ситуации, они ее все же еще не решили. Хотя некоторые экономисты предсказывают банкротство, арт-рынок после исторического «первого семестра» не сильно обращает внимание на покачнувшиеся основы финансовых институтов и апокалиптических слухов.

 

перевод статьи с artprice.com