15 сентября 2008 года, как раз когда происходил крах Lehman Brothers, лондонский филиал аукционного дома Sotheby’s продал работы Дэмиэна Херста более чем 120 миллионов долларов, обеспечив 3 из 5 его лучших продаж.
15 сентября 2011 года, когда центральные банки предпринимали совместные попытки поддержать среднесрочную долларовую ликвидность, стремясь сдержать страхи, которые направили мировые финансовые рынки в ниспадающую спираль (с середины июля по сентябрь индекс S&P 500 потерял 14%), аукционный дом Christie’в Нью-Йорке продает 10 работ индийского художника Макбула Фиды Хуссейна (Maqbool Fida HUSAIN) более чем за 4 миллиона долларов, достигая двух наилучших результатов в истории художника.
Продемонстрировало ли это спекулятивную составляющую арт-рынка или то, что он, арт-рынок, окончательно переметнулся на восток или …. то, что арт-рынок вообще стал слабозависимым от изменений в мировом экономическом климате?
Конечно, тот факт, что арт-рынок, казалось бы, не сильно беспокоил ипотечный кризис 2008 года, не уберег его от очень сильной коррекции в связи с последующим экономическим кризисом. Индекс S&P 500 упал на 45% за 6 месяцев между сентябрем 2008 и мартом 2009, в то время как цены на искусство снизились за этот период на 34% . В ответ, центральные банки снизили процентные ставки, а правительства вкладывали миллиарды в рекапитализацию банков с целью обеспечить целостность ослабевающей системы. В то же время, аукционные дома отказались от своих не самых хороших привычек гарантирования цен, равно как и от намеренных тонких каталогов, стимулирующих завышение цен. В течение нескольких месяцев, мировые финансы вернулись на путь роста (S&P 500 приобрел 265% за 2 года), а цены на искусство вернулись на уровень 2007 года.
Летом 2011 года мировые финансовые рынки столкнулись с очередным кризисом возможного дефолта в Греции и уменьшения гос.долга США, а также нестабильности всей банковской системы — все это ввергло экономические перспективы роста обратно в красный цвет.
В сентябре 2008 года индекс уверенности арт-рынка (Art Market Confidence Index) отражал определенный оптимизм по отношению экономических перспектив (50% респондентов ожидали улучшения экономической ситуации в течение последующих трех месяцев, а 60% оценивали экономическую ситуацию как благоприятную), большинство 2/3 были уверены, что цены на арт-рынке будут расти. В этом же году AMCI уже потерял 50% с середины июля, а профессионалы арт-рынка весьма пессимистичны насчет текущей и будущей ситуацией. Хотя покупательские намерения остаются высокими, респонденты весьма осторожны насчет прогнозов о росте цен в среднесрочной перспективе, да и в ближайшие месяцы не верят в рост цен.
После исторического первого семестра, казалось бы, профессионалы арт-рынка оказались лучше подготовленны и более проницательны пред лицом нового кризиса. Отношение к золоту и другим альтернативным способам инвестиций, в качестве стандартных финансовых активов, оказалось в ловушке постоянно ускоряющихся циклов бума и спада, что, в свою очередь, восстаналивает привлекательность искусства как наимение изменчивого инвестиционного инструмента. Кризис 2088 ударил по рынку очень резко, закрепляя давнюю теорию о том, как финансовый и арт-рынок коррелируют друг друга зигзагообразно. Выжидательная позиция рынка в 2011 году — после трудного урока 2008 — предоставляет ему возможность быть рассматриваемым в качестве жизнеспособной альтернативы разноообразным активам оказавшихся в водовороте негативных факторов. Новые стратегии реализуются и формируются в рамках арт-рынка (он-лайн аукционны, виртуальные арт-ярмарки, ускоренное распространение информации, он-лайн кооперация арт-профессионалов со всего мира, открытие рынков), что выражает тенденцию к укреплению и содействию привлечения инвестиций на арт-рынок, который все более не является закрытым для инсайдеров.
В то время как цена на золото удвоилась в течение двух лет с конца предыдущего кризиса, мировой индекс цен на искусство вырос всего на 40 пунктов с марта 2009. Исключительный рост азиатского арт-рынка, генерирующего мировые рекорды аукционных торгов практически каждый день, предполагает что потенциал роста мирового арт-рынка по-прежнему огромен.
Совместное заявление банков усмирило финансовые рынки и даже цены на акции самих банков начинают восстанавливаться. Как долго это продлится предсказать сложно. Проблема гос.долга никуда не делась, и хотя традиционный рост и рычаги денежно-кредитной политики уже ослабили серьезность ситуации, они ее все же еще не решили. Хотя некоторые экономисты предсказывают банкротство, арт-рынок после исторического «первого семестра» не сильно обращает внимание на покачнувшиеся основы финансовых институтов и апокалиптических слухов.
перевод статьи с artprice.com