4 скрытые в известных полотнах картины


Когда появилась возможность изучать картины при помощи рентгеновских лучей, таких открытий было уже несколько.

1

Последнюю неделю в обществе активно обсуждается сенсационная находка искусствоведов Третьяковской галереи. Ранее уже было известно, что через кракелюры на «Черном квадрате» Малевича просматривается цветная протосупрематическая композиция художника. Но теперь выяснилось, что есть и еще один слой.

Искусствоведы обнаружили руинированную надпись, которую расшифровали как «Битва негров в темной пещере». По всей видимости это своего рода заочный диалог художника с французским писателем и эксцентриком Альфонсом Алле, написавшим в 1882 году картину «Битва негров в темной пещере глубокой ночью». Алле был широко известен в то время в России и, конечно, Малевичу. А его картина считалась шуткой.

Но сенсация с палимсестом, так искусствоведы называют произведение созданное поверх прежде существовавшего, в истории изобразительного искусства не первая.

2008 год. В картине Ван Гога «Лужайка» 1887 года обнаружили портрет крестьянки. Лицо неизвестной женщины напоминает одного из персонажей знаменитой картины «Едоки картофеля». Известно, что Ван Гог жил в большой нужде, часто ему не хватало на расходные материалы для картин. По всей видимости, это далеко не единственный закрашенный холст художника.

2014 год. В картине Пабло Пикассо «Голубая комната» 1901 года обнаружили лицо бородатого мужчины, опирающегося на руку. Личность мужчины остается неизвестной. Есть версия, что на ней изображен арт-дилер Амбруаз Воллар, который провел первую выставку художника в 1901 году. Но этому нет никаких подтверждений. Причина, по которой художник закрасил портрет, также предположительно объясняется экономией холстов и времени: «Как только у него рождалась идея, он сразу же бросался воплощать ее в жизнь. У него не было возможности покупать новые холсты каждый раз, как рождалась новая идея».

Скрытые картины также были найдены и под картиной «Старый гитарист» (1904), которая также относилась к голубому периоду творчества художника, когда Пикассо еще не был столь успешен в финансовом плане.

И все же, скрытую надпись на картине Малевича, которую можно расценивать как расистскую шутку, сенсационнее всех других примеров. Однако эксперты из Третьяковки говорят, что ставить точку пока рано: «Хочу обратить ваше внимание: это только первый этап исследования, связанного с «Черным квадратом». Для того, чтобы делать какие-то серьезные выводы, нам нужно расширить сферу исследования, провести исследования ранних работ 1915 года Малевича», – отметила директор Третьяковской галереи, Зельфира Трегулова.