Интервью Олег Макаров: "Через несколько лет саунд-арт будет везде".

Разместить интервью:

Олег Макаров - один из участников сообщества независимых художников работающих в областях экспериментального звука и технологических искусств -  soundartist.ru .  

В первую очередь я спрошу даже не о вашем конкретном проекте,  а вообще о таком явлении как саунд-арт. В современной России он, порой, может быть незаслуженно менее популярен, менее востребован, люди меньше знают, что это такое.  Расскажите, пожалуйста, вообще об этом явлении, об этом направлении?

Направление на самом деле очень не простое. Потому что конкретно словом «саунд-арт» разные люди называют порой разные вещи. Существует несколько версий этого термина. Не буду сейчас об этом конкретно говорить. Суть в том, что не буду даже говорить о России, конкретно о Москве, где мы находимся и работаем, но в последние несколько лет уже появился интерес к саунд-арту. Естественно это позитивное явление в любом случае, но факт в том, что сейчас начинают приписывать саунд-арт к чему-то, что  уж не по каким определениям саунд-артом  не является, поскольку термин начинает набирать популярность. Существует опасность, что через несколько лет буквально саунд-арт будет везде, но к саунд-арту он не будет иметь никакого отношения.

Как не ошибиться и принять за саунд-арт то, что на самом деле им является?

Ну, почитать литературу соответствующую, поискать какие-либо ресурсы в интернете. Ведь существуют некие представления об этом, из которых можно создать свое.

То есть определенные каноны все-таки существуют?

Существует несколько традиций,  скажем так. Поскольку само по себе это искусство идет от 50-60х и даже 20-30х и ранее годов, то есть непосредственно термин «саунд-арт» не буду врать, но по-моему с 80-х годов уже существовал, было определено что это. Думайте сами.

Вообще это достаточно интересное явление, я  в этом деле тоже дилетант,  но если поразмышлять большинство людей – визуалы. Они воспринимают информацию визуально.  Саунд-арт получается рассчитан на еще более узкую группу людей, чем официальное искусство?

Саунд-арт подразумевает связь с визуальной составляющей, но при том условии, что звук будет если не главным, то, по крайней мере, равноправным участником этого тандема, наравне с визуальной составляющей, будь это видео, объект или что угодно. Что касается чистого искусства звуковых инсталляций не объектных, то это не весь саунд-арт, а лишь направление внутри саунд-арта. Это звуковые инсталляции, которые состоят чисто из звука без визуального сопровождения. Они в идеале существуют таким образом, что это просто некое пространство, с белыми стенами, с черными стенами, какими угодно визуально не привлекающими внимание. В них расставлены источники звука, есть места, чтобы сидеть, слушать, лежать, расслабляться, слушать именно звук.

Я так понимаю, что как раз таки в данном случае представлена чисто звуковая инсталляция?

Да именно звуковая, без визуальной составляющей.

А какую она несет смысловую нагрузку. Если вспоминать визуальное искусство, то всегда есть какой-то образ , который художник передает человеку, публике, зрителю. В саунд-арте это тоже образ?

На самом деле все принципы, взаимодействия абсолютно те же самые. Но в одном случае у нас информация поступает через глаза, в другом – через уши. Искусство оно всегда разное, есть люди, которые хотят передать конкретно какой-то образ. Есть люди, которые не хотят передавать образ. Я вот не хочу,  например.

А что хотите этим передать?

Я делаю некое состояние, скажем так живое существо, которое существует в этом звуке. Оно рождается, я подбираю какие-то звуки, как-то их сочетаю, создаю алгоритм. То, что сейчас звучит, никогда не повторится. Это не запись, это программа, которая в реальном времени создает некую музыкальную ткань, которую можно слушать. Какие у вас возникнут ассоциации при этом, какие мысли, кто услышит здесь одно, кто-то другое. Я вам скажу больше, вполне конкретный случай – я делал звуковую инсталляцию для булгаковского музея. Я использовал конкретные совершенно звуки, какие-то шумы фортепианные, голоса каких-то животных. Сделал из этого музыкально-шумовое произведение и потом с большим интересом слушал отклики людей, которые прошли вот это вместе в сочетании с музеем и слушали эту звуковую инсталляцию. Кто-то там услышал кота-бегемота, где его в помине не было, кто-то услышал, как Маргарита на метле летает, то есть совершенно подобные звуковые, неконкретные образы вызывают совершенно разные ассоциации.

То есть восприятие публики играет достаточно весомую роль в вашем арт-объекте? Конечный арт-продукт зависит от взаимодействия с публикой  и ее восприятия?

Собственно, да. Конкретный конечный арт-продукт создается в голове у слушателя, конкретного человека. Вот он пришел, услышал и что-то в голове у него там возникло. У каждого свое, нет двух одинаковых людей.

Интересно, если поразмышлять с социальных позиций, ведь если люди слепые, которые не могут видеть искусство. В этом смысле они, конечно, ограничены, ведь они в принципе не могут увидеть картину. Нет никакого способа ее передать. А саунд-арт открывает возможности для таких людей тоже обратиться к современному искусству.

Тоже интересная точка зрения, я об этом не думал. Ведь есть же люди глухие, не физически, а в том смысле, что они не хотят ничего слышать, не хотят думать об услышанном.  Все равно это будет определенное впечатление, потому что они зайдут, послушают и подумают «Господи,  какая ж  ерунда!», и уйдут, для них это как набор бессмысленных звуков. Вот это ощущение о наборе бессмысленных звуков с ними останется до конца их жизни. Они будут это вспоминать и думать, вот бывает же такое звуки, а бессмысленные.

То есть в вашем случае саунд-арт подразумевает момент интеллектуального осмысления, а не чувственного?

Может быть, и чувственное, и интеллектуальное. Сначала думаешь о чем-то, потом оно начинает уже бессознательно восприниматься.  Потом это и шок может вызвать, какие-то эмоциональные ощущения от того, что мы когда-то осмыслили, и оно стало частью нас, частью наших эмоций.

Чем саунд-арт не музыка, знаю, что глупый вопрос, но тем не менее?

Тем, что есть музыка, а есть саунд-арт. В саунд-арте не может быть гармонии, мелодии, ритма, всех составляющих традиционной музыки. Как правило, это еще и работа с тембром. То есть саунд-арт может опереировать даже тембрами инструментов музыкальных, но в каком-то не музыкальном контексте. Масса может быть вариантов. Плюс если брать саунд-арт в жанре инсталляции, то он  не должен быть записан или исполнен, то есть это создается как произведение искусства, которое не имеет развития, начала, конца, кульминации. Кульминация происходит локально как всплески в определенный момент времени.

Получается, по сути, это абсолютно не коммерческий проект. Ведь продать то, что не имеет материального воплощения очень сложно.

Есть замечательный американский композитор и саунд-артитст Майкл Шуммахер. Не путать с гонщиком.  Майкл Шуммахер у него галерея Диапазон, именно саунд-арт галерея, посвященная исключительно звуковым инсталляциям, которые он сам делает либо приглашает звуковых художников со всего мира. Когда мы с ним виделись в прошлом году на Гоголь фесте он показывал DVD диск с звуковой инсталляцией там записана программа. Это довольно сложно подготовить, но это возможно. То есть вы ставите его на компьютер,  у вас система 5-1 и слушаете звуковую инсталляцию.

Как давно вы уже в этом?

Сложно сказать я начинал эксперименты какие-то со звуком, сколько себя помню.  Серьезно, регулярно и много занимаюсь года четыре – пять. Но я сначала занимался именно музыкой, потом стал заниматься экспериментальной музыкой, электроакустической музыкой, потом импровизацией. Сейчас занимаюсь всем этим и плюс еще саунд-артом.

По большей части, наверное, используются электронные звуки.  Хотя мне кажется очень интересно анализировать и составлять звуки, которые существуют в природе.

Существует целая отдельная концепция активного слушания, когда людям завязывают глаза и ведут их по городу, заставляя их услышать наконец-то, что они слышат каждый день и не слышат. Вслушаться в звуки, понять их природу, понять как они друг с другом взаимодействуют. И потом саунд-арт не подразумевает исключительно электронных вещей. Это могут быть звуковые эффекты, какая-то конструкция металлическая которая издает какие-то звуки. Может быть электроника, но не цифровая. Это может быть что угодно, просто компьютер и колонки – это самый легкий способ, такой универсальный.

Интервью с Олегом Макаровым в рамках проекта Art House Squat Forum.

Беседовала Катя Карцева




Комментарии

   

Пока нет ни одного комментария. Будьте первым!

Афиша / события