Интервью Алексей Шульгин об открытии первого Электромузея в России.

Разместить интервью:

22 октября 2014 года в Москве по адресу ул. Ростокинская, д.1  открылся Электромузей, под крышей которого обретут дом наиболее значимые проекты медиа искусства России и Европы.  

Кураторы музея: Алексей Шульгин и Аристарх Чернышев.

Добрый вечер Алексей.

Добрый вечер!

Поздравляем вас с открытием Электромузея.

Спасибо!

Теперь интерактивное искусство будет  существовать  в рамках институции, в рамках музея. Расскажите о кураторских планах музея, какие планируется проводить выставки?

Совершенно верно, мы недавно думали, чем мы тут занимаемся и поняли, что действительно, наш маленький, так называемый, музей это единственная площадка галерейного типа во всей России огромной нашей матушке, которая сфокусирована исключительно на интерактивно коммуникационное медийное искусство. Это же удивительно! И находится она не на Красной площади, а  в довольно таки отдаленном районе Ростокино. Но спасибо большое объединению Выставочные Залы, Департаменту культуры г. Москвы, которые решили провести реструктуризацию и обновление, такой «рефреш», вот этой старой системы районных галерей, районных выставочных залов. Благодаря этой инициативе мы попали в эту струю, в эту систему и вместе с Аристархом Чернышевым, моим коллегой, соавтором и стали кураторами этой галереи, которая раньше называлась Галерея Ростокино. Мы ее переименовали в Электромузей в Ростокино, сменили фокус и сейчас занимаемся исключительно медиа искусством.

Планы у нас разнообразные. Работать как с молодыми художниками – у нас есть хорошие ребята выпускники, студенты Школы Родченко, в которой мы с Аристархом к тому же преподаем тот самый медиа арт, есть художники старшего поколения, есть наработанные контакты с зарубежными художниками поэтому мы позитивно смотрим в будущее и у нас интересные планы. Мы намерены плотно держаться намеченной нами специфики, фокуса – показывать лучшее, что есть, насколько это возможно и нам позволяет бюджет и уголовный кодекс.

Как вы собираетесь комбинировать узкоспециализированное профильное интеллектуальное медиа искусство и произведения, ориентированные на более широкого зрителя, зрелищные с заведомым wow-эффектом?

 Ну да, это хороший вопрос, потому что сейчас конечно интерес к искусству с wow-эффектом сильно вырос. Попытаемся, вы правы, держать какой-то баланс.  Дело все в том, что некоторые работы, например вот выставляемая здесь  работа Михаила Максимова  «Знак толпы», она как раз и совмещает в себе  визуальный багаж, спектакулярность, wow-эффект  с искусством,  с идеями, которые в нем заложены.  И все же у нас не один зал, мы можем совмещать и одно и другое.

Как часто будут сменяться выставки?

У нас есть госзадание от Департамента культуры,  по которому мы должны делать 20 событий в год. Но события - это не обязательно полномасштабная выставка,  это может быть и концерт и перформанс, какое-то публичное мероприятие. Но еще нужно сказать, что вообще-то у нас третья уже выставка идет, но такое гранд открытие только сегодня. Это было связано с ремонтом, с организационными вещами. А сегодня в одном из залов у нас открывается Московская Галерея Звукового Искусства. Если у нас единственная в России площадка галерея посвященная медиа искусству целиком, то это единственная уникальная, может быть, во всей Восточной Европе и странах СНГ галерея звукового искусства, предназначенная полностью для показа, а вернее для прослушивания многоканальных пространственных аудио инсталляций и звуковых скульптур. Сейчас у нас стоит там 8 источником звука, но расширять можно до 20 каналов. Эта галерея саунд-арта будет показывать только многоканальный саунд-арт. Сегодня особое событие – премьера открытие этой галереи инсталляцией  Маркуса Поппа. Это очень известный немецкий электронный  музыкант. Он специально по нашему заказу для нашего открытия создал оригинальное произведение.

Что значит галерея? Эти работы будут продаваться?  

Мы вполне можем продавать. Никто нам это не запрещает. Но конечно основной фокус это показ, популяризация и просветительская деятельность. Дело в том, что такие работы в принципе трудно продать. Коллекционеры покупают произведения, как инструмент вложения денег, а электронное искусство изначально очень трудно подлежит консервации и хранению – устаревает, ломается, электроника сгнивает. Конечно, все эти произведения не проживут тысячу лет. Хотя кто знает, если взяться за их консервацию, восстановление более новых, совершенных технологий, то может быть да. Но как продавать восьми-канальную саунд инсталляцию?

А в мире есть какие-нибудь примеры?

Я не знаю, может быть вам стоит лучше пообщаться с Сергеем Касичем, куратором галереи.

Мы обязательно это сделаем.  И напоследок такой еще вопрос, сегодня много говорится о сингулярности, о том, что технический прогресс все более ускоряется и в 2040 каком-то году мы вообще перестанем его контролировать …

А мы его уже не контролируем

Да, в интерактивном искусстве художник играет лидирующие позиции или возможно в будущем сама техника начнет создавать какое-то искусство?

Мне кажется художник не имеет никаких лидирующих позиций, потому что если посмотрим все списки top-hundred выдающихся людей искусства, там один два художника может быть наберется. Художник – это такой пролетарий, предоставляющий контент для институций.

Если говорить о технологическом искусстве, я считаю это и есть авангард в искусстве сегодняшнего дня. Технологический прогресс создает новую среду обитания, новую реальность, но люди ментально еще все находятся в прошлом. Для того, чтобы им принять понять эту современность как раз нужен художник, медиа художник, который им эту реальность показывает и своих произведениях. Я так вижу свою задачу и как художник и как куратор, несу идею о новом в мир.  Получается парадокс, люди ездят на быстрых машинах, летают на самолетах, у них беспроводный Интернет, в кармане у них айфон, в котором весь мир, а по-прежнему говорят «Ну это типа не искусство, вот импрессионизм – это да». Импрессионизм когда был? Давайте тогда сдавайте ваши смартфоны, ваши билеты на сверхзвуковые самолеты, ездите на телегах и наслаждайтесь импрессионизмом.

Спасибо Алексей, я думаю, что на базе Электромузея в Ростокино пупяляризация искусства уже началась и примет все более поглощающий масштаб.

Спасибо. Мы тоже очень на это надеемся. 

Интервью: Катя Карцева




Комментарии

   

Пока нет ни одного комментария. Будьте первым!

Афиша / события